Как отмечают в «Крок», рынок ретейла начинает восстанавливаться после падения 2022 года. Исследование продемонстрировало увеличение оборота за первое полугодие 2023 года на 1,1%, после сокращения на 6,7% в 2022 году. Наибольший рост показали сегменты food-ретейла, e-commerce и маркетплейсы. Также отмечается активное замещение покинувших Россию брендов локальными производителями и ретейлерами. Выручка у крупных местных ретейлеров товаров для дома, одежды и косметики выросла на 13%, растет число новых офлайн-магазинов. Так, онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» планирует в ближайшей перспективе открыть 250 розничных магазинов, «Глория Джинс» – более 130 магазинов, КАРИ – 200 магазинов.
Неопределенность снижается, бюджеты растут
Главным приоритетом бизнеса продолжает оставаться привлечение и удержание клиентов, что вызвано высокой конкуренцией и низким уровнем лояльности к новым брендам. Также 36% опрошенных заявили о необходимости роста и расширения бизнеса. В 2022 году о расширении говорили только 25% ретейлеров, пока 75% были сосредоточены на сохранении ранее занятых позиций. 27% компаний заинтересованы в расширении партнерств: поиске новых поставщиков и проведении совместных проектов. 23% ретейлеров назвали в качестве приоритетов обеспечение спроса, замещение ушедших брендов, оптимизацию расходов, сокращение издержек и увеличение среднего чека. Сохранение бизнеса как фокусную задачу отметили только 9% респондентов.
В контексте ИТ-приоритетов главными задачами продолжают оставаться обеспечение непрерывности бизнеса и борьба с уязвимостями инфраструктуры. Решение проблемы локализации и замещения вендоров стало менее актуальными по сравнению с 2022 годом благодаря отечественным продуктам и иностранному оборудованию, доступному на российском рынке, но продолжает оставаться значимым приоритетом. Задачи по оптимизации процессов с помощью внедрения ИТ-решений выделяют 32% респондентов.
В отличие от 2022 года, когда многие компании находились в состоянии неопределенности и планировали на несколько месяцев вперед, в 2023 году увеличился горизонт планирования. Только 10% компаний планируют менее, чем на год, в то время как 40% опрошенных ретейлеров имеют горизонт планирования 2-3 года. Оставшиеся 50% компаний планируют на год.
Бюджеты на ИТ увеличили 55% компаний, при этом 32% компаний увеличили бюджеты на цифровизацию и автоматизацию более чем на 20%. В первую очередь это связывают с инфляцией и курсовой разницей, а также вынужденной локализацией и вендорозамещением. Выделенные бюджеты на инновации и рисковые проекты имеют лишь единичные компании.
Big Data больше не в приоритете, будущее за искусственным интеллектом
Технологии искусственного интеллекта интересны 87% респондентов, однако в том или ином виде их использует только 30%. Большинство опрошенных компаний ретейла использует технологии ИИ для работы с текстами и картинками вместо оптического распознавания символов (OCR), составления аналитических прогнозов, анализа рисков и выявления мошеннических действий, а также в маркетинге и рекламе. В качестве барьеров для использования ИИ ретейлеры назвали отсутствие информации о релевантных рабочих кейсах, отсутствие полной и прозрачной законодательной базы, малое количество квалифицированных специалистов, а также сложности в обосновании бюджета на внедрение ИИ внутри компании. Несмотря на проблемные вопросы, все респонденты видят большой потенциал технологии в области оптимизации бизнес и производственных процессов.
Более 80% ретейлеров используют аналитические системы, считая это «необходимым базисом для работы». При этом стоит отметить, что большинство компаний не смогли перейти на российские решения и ведут внутреннюю разработку систем отчетности. Big Data и хранилища данных используют реже, в основном крупные ретейлеры, имеющие собственные дата-центры.
Ретейлеры, которые занимают небольшую долю рынка, до 2022 года считали Big Data одним из ИТ-приоритетов. Сейчас они приняли решение временно отказаться от этого направления в связи с высокой стоимостью внедрения и сложно прогнозируемой экономической эффективностью.