09:08 03.12.2021
Как следует из опроса «Управление ИТ-активами в 2021 году», проведенного «Делойт», в подавляющем большинстве организаций отсутствует эффективная программа управления ИТ-активами (ITAM).
Еще...
Читать...
90% компаний видят главную сложность повышения зрелости процессов ITAM в стремительных изменениях в деловой, нормативной и технологической среде. Оптимизация затрат и устранение непредвиденных расходов — главные аргументы в пользу инвестирования средств в развитие системы ITAM. За последние два года ключевая роль управления ИТ-активами внутри организаций существенно возросла и усложнилась, и ожидается сохранение этого тренда в течение следующих двух лет.
Как выяснилось, многие из опрошенных организаций ранее полагали, что внедрение облачной инфраструктуры и платформ для приложений позволит упростить процессы управления ИТ-инфраструктурой, однако в действительности ситуация обстоит иначе. Так, 44% респондентов обеспокоены повышением сложности управления ИТ-активами, возникающими в связи с использованием облачной инфраструктуры и платформ для приложений, еще 38% сталкиваются с проблемами лицензирования ядер и процессоров, а 32% указывают на трудности с «теневыми» ИТ-активами.
По оценкам аналитиков, в настоящее время 22% организаций находится на начальных двух этапах пятибалльной шкалы зрелости процессов ITAM. Ожидается, что этот показатель сократится до 5%, если большинство из числа этих респондентов смогут продемонстрировать положительную динамику в достижении своих целей. В 37% организаций процессы управления ИТ-активами находятся на уровнях «определенный», «управляемый» или «оптимизируемый». При этом 82% респондентов стремятся в течение следующих двух лет значительно продвинуться в достижении этих результатов.
Основным фактором, сдерживающим развитие зрелости организаций, является отсутствие последовательных и постоянно совершенствуемых бизнес-процессов ITAM. На втором месте находятся вопросы управления персоналом, к ним относятся разработка должностных инструкций, развитие необходимых навыков, проведение обучения и т. п. Респонденты также отмечают значимость обновления инструментов и технологий ITAM с учетом новых требований, в том числе связанных с подготовкой отчетности и оценкой показателей эффективности деятельности. Беспокойство у организаций вызывает еще и появление новых нормативных требований (таких как повышение уровня конфиденциальности при первичном и повторном использовании ИТ-активов), а также способность отслеживать и выполнять их.
Результаты исследования свидетельствуют о возросшем уровне поддержки со стороны высшего руководства и членов совета директоров. Однако в 43% компаний члены совета директоров имеют низкий уровень участия или вообще не занимаются решением вопросов, связанных с управлением ИТ-активами.
К основным проблемам, сдерживающим получение более высокой отдачи от реализации программ ITAM, в 29% случаев относятся трудности в сборе правильных данных об использовании активов, в 26% — необходимость повышения внимания к облачным платформам, включая PaaS, SaaS и др., и в 25% — недостаток инвестирования в инструменты и технологии.
Говоря о предстоящих процессах реорганизации и трансформации, наибольшая доля респондентов (72%) считает главным направлением для улучшения управление вопросами, связанными с выводом из эксплуатации ИТ-активов (например, обеспечение конфиденциальности, оптимизация использования лицензий и т. д.). Далее по значимости следуют процессы, имеющие отношение к прогнозированию потребности в ИТ-активах и проведению анализа перед приобретением (69%). 58% опрошенных посчитали, что нужно улучшить проверку соблюдения лицензионных требований.
Учитывая трудности, связанные с возможностью быстрого найма высококвалифицированных специалистов в области ITAM на рынке, около двух третей респондентов прибегают к помощи сторонних бизнес-консультантов, экспертов или поставщиков управляемых услуг. Примерно каждый пятый опрошенный взаимодействует с поставщиком управляемых услуг, который может обеспечить все или отдельные аспекты управления ИТ-активами.
Высокая степень взаимодействия с поставщиками, поддерживаемая на должном уровне, все чаще признается в качестве важного фактора успеха для эффективной реализации программ ITAM. Однако почти семь из 10 респондентов исследования считают, что в их компании используются ИТ-активы, условия лицензирования которых довольно сложны для понимания и поэтому менее прозрачны. Около двух третей респондентов (64%) проходят одну или две проверки лицензионного соответствия программного обеспечения каждый год, а 26% — более двух. 65% сообщили, что им ежегодно приходится производить выплаты поставщикам по результатам проверок, из них 18% назвали суммы значительными, а 51% — умеренными.