12:36 27.04.2016
Исследование, проведенное кадровым агентством «Юнити» в начале 2016 года, показало, что больше половины ИТ-компаний в прошлом году не вносили изменений в свои системы мотивации. Рекрутеры усматривают определенный риск в таком поведении работодателей.
Еще...
Читать...
Кадровый рынок отрасли – один из самых оживленных: из-за повышенной активности кандидатов компании, которые не совершенствуют систему мотивации, могут столкнуться с проблемой удержания и привлечения персонала. Наиболее остро вопрос стоит с самыми востребованными профессионалами – разработчиками Java, JavaScript, iOS и Android. На основе проведенного опроса эксперты составили рейтинг факторов, привлекающих ИТ-специалистов и выходящих за рамки материальных поощрений.
Интересные проекты
Ключевой ценностью для ИТ-специалиста является самореализация и возможность творчески подходить к решению задач. «Для многих решение сложных задач становится долгосрочными инвестициями в себя: повышение рыночной капитализации за счет накопления опыта, навыков и знаний», – считает Александр Шахов, руководитель департамента «IT/Telecom и Media» кадрового агентства «Юнити». Нередко уникальный проект мотивирует специалистов больше, чем размер дохода, но сильно снижать планку не стоит – заработная плата должна в рыночных пределах.
Нетривиальные задачи – это, возможно, единственный шанс для молодых компаний заинтересовать качественного специалиста. Многие работодатели активно работают с выпускниками (или начинают задумываться об этом), привлекают специалистов из других регионов, в том числе с готовностью перевозить их за свой счет или же специально открывая офисы, если позволяют ресурсы и они понимают, что речь идет долгосрочных проектах. Но сильных специалистов все равно не хватает, и при такой высокой конкуренции за кадры есть только два выхода: или предлагать заработные платы больше, чем у других, или заинтересовывать более масштабными и нетривиальными задачами.
При удержании персонала ключевое значение имеет индивидуальный подход при постановке задач. Компании выявляют скрытые интересы, стараются адаптировать проекты под конкретную личность. Видя лояльность со стороны компании, ИТ-профессионалы тоже готовы идти на уступки: в критически важных ситуациях они возьмутся за менее интересный для них проект и будут работать с полной отдачей.
Еще один вариант решения проблемы, который предлагают руководители HR-служб – использовать горизонтальные перемещения. Их стоит трактовать как стимулирование интереса персонала к умению выполнять разноплановые задачи. Допустимо и делегирование части полномочий руководителя сотруднику с выделением ему группы подчиненных и возложением ответственности за выполнение проекта. Это позволит специалисту проявить себя, почувствовать самостоятельность в выборе решений, реализовать собственные идеи.
Коллектив как генератор опыта
Из потребности ИТ-специалистов в самосовершенствовании вытекает еще один мотивирующий фактор – они ценят работу в коллективе профессионалов. Общение с коллегами для них еще один способ получить нужный опыт. Однако, несмотря на то, что программистам важно быть частью команды единомышленников, они склонны к самостоятельной работе. Поэтому заставить ИТ-персонал участвовать в стандартных и единых для всех регулярных «летучках» или мозговых штурмах вряд ли получится. Специалист должен чувствовать свободу в корпоративном общении, избегая «обязательных» планерок, и обсуждать задачи совместно с коллегами в удобное ему время, например, при помощи групп или сообществ в мессенджерах.
ИТ-специалисту важно максимально быстро влиться в команду и понять механизмы действия компании. Интересным решением может стать геймификация, реализованная в корпоративной социальной сети.
Удобное расположение офиса
Факт, который лишний раз подтверждает, что на рынке опытных ИТ-профессионалов господствуют кандидаты: специалисты могут позволить себе выбирать место работы поближе к дому. Данный тренд, конечно, более актуален для больших городов, где программисты не хотят тратить много времени на дорогу, понимая, что часть задач можно вообще решать удаленно.
Самый очевидный способ заманить ИТ-специалиста в «удаленный» офис – предложить большую, чем остальные компании, зарплату. Но можно попробовать разработать индивидуальный график, при котором сотрудник сможет регулировать свою занятость и экономить время на дорогу. Тем более, что почти половина опрошенных специалиство назвали гибкие часы работы в числе привлекательных факторов.
В целях сохранения кадров треть работодателей готовы идти на значительные уступки, предоставляя даже дополнительные отгулы и выходные. Не загнанный в строгие рамки трудовой дисциплины сотрудник, вполне вероятно, будет приходить на работу с опозданием, но засиживаться до поздней ночи и при этом ощущать себя абсолютно комфортно.
Руководство
В отличие от многих других категорий персонала, для ИТ-специалистов огромное значение имеют профессиональные качества лидера. ИТ-сообщество довольно обособленное, в нем царят свои правила, свой стиль общения, ярко выражена специфика интересов, и компетентный руководитель сможет стать действенным мотивационным фактором для людей.
У большинства специалистов есть свое мнение о том, как следует организовывать процессы, и чтобы привлечь профессионала, нужно дать ему понять, что в компании приветствуются диалоги сотрудников с руководством, инициативность. Важно продемонстрировать настроенность на коллективную работу, показать, что каждый может участвовать в принятии решений.
У подчиненных должна быть и возможность высказать свои пожелания или претензии в случае появления таковых. Выявить проблемы помогают анонимные опросы или подобие «пресс-конференций», когда заранее устанавливают ящик для вопросов, а в определенный день проводят собрание и отвечают на все письма. Результаты подобных мероприятий дают компании возможность обсуждать возникшие сложности и корректировать стиль руководства – для того, чтобы начальник оставался мотивационным фактором в глазах подчиненных.
Комфортный офис
Часто ИТ-специалисты погружаются в свои задачи с головой, и им проще проработать 14-20 часов безотрывно, чем растянуть проект на несколько дней. В такой ситуации важно, чтобы в офисе была возможность перекусить, налить чай или кофе, отдохнуть, поэтому нередко ИТ-компании организовывают подобие комнаты отдыха или просто ставят в кабинетах диваны, устраивают душевые, стараются обеспечить комфортный микроклимат в помещениях.
Если создать удобное рабочее пространство для действующих сотрудников, учитывая все их требования и пожелания, оно будет привлекательно и для новых людей. Угадать желания каждого поможет опыт компании Google, которая разработала критерии «идеального офиса», дав возможность составить его план самим сотрудникам. Теперь в компании есть теннисный стол, кафе, холодильник с йогуртами, оборудованы душевые и комнаты отдыха, массажный кабинет, а также залы для занятия гимнастикой и йогой.
При поддержании комфортной обстановки можно вспомнить простую бытовую мудрость: «путь к сердцу ИТ-специалиста лежит через его желудок». Так, например, HR-служба одной компании по разработке ПО составила усредненный портрет сотрудника, и выяснилось, что в большинстве своем разработчики – молодые люди до 30, без семьи. После этого в компании было организовано полноценное питание сотрудников, включающее завтрак, обед и ужин. Это позволило персоналу решить собственные бытовые проблемы и сократило текучку кадров практически до нуля.
Активный рынок требует гибкости со стороны работодателей. «Пока что необходимость адаптации и учета личности специалистов поняли лишь некоторые организации. Как показало наше исследование, только 44% компаний в прошлом году внесли коррективы в систему мотивации, причем не все они были положительными», — отмечает Шахов. Но если говорить об улучшениях, то обычно любые изменения и начинаются с флагманов отрасли, постепенно их опыт перенимают остальные, и важно следовать примеру «первопроходцев», ведь рынок остается за кандидатами.