11:50 16.11.2020
В России почти 80% случаев компрометации данных произошли по вине сотрудников.
Еще...
Читать...
Аналитики InfoWatch опубликовали исследование случаев утечек конфиденциальной информации за три квартала 2020 года. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года в глобальном масштабе число утечек снизилось на 7,4%, а число скомпрометированных записей сократилось на 1,4%.
В России за исследуемый период зафиксировано 302 утечки информации ограниченного доступа, это на 5,6% больше, чем в январе-сентябре 2019 года. Количество утекших записей ПДн и платежной информации при этом уменьшилось на 29%. Как отмечают аналитики, уже можно делать первые выводы о влиянии пандемии COVID-19 на динамику утечек. Пандемия спровоцировала ряд изменений в самых разных сферах, в том числе в области информационной безопасности. В результате спешной перестройки бизнес-процессов и перевода значительной доли сотрудников на удаленную работу контроль над информационными активами во многих компаниях мог быть ослаблен, а доля зафиксированных инцидентов уменьшилась. В мировом масштабе снижение доли утечек отчасти объясняется расширением временного лага – значительная часть случаев компрометации данных становится достоянием общественности спустя несколько месяцев, а то и несколько лет после самих инцидентов.
Авторы исследования отмечают, что по сравнению с картиной во всем мире, где превалируют утечки по вине внешних злоумышленников, в России подавляющее большинство инцидентов связано с внутренними нарушителями – более 79%. Однако необходимо отметить, что в России второй год подряд растет доля нарушений внешнего характера, в 2020 году она пока превышает 20%. Большой процент зафиксированных утечек по вине персонала, предположительно, связан с высоким уровнем выявления подобных инцидентов, прежде всего в банках и в госорганах. Это прямое следствие роста проникновения в России средств контроля за информационными активами. В то же время российские компании стали более привлекательны для организованной киберпреступности, в результате чего растет доля утечек по вине внешних злоумышленников.
Основным каналом утечек остается сеть. Как показало исследование, в России в период пандемии популярным каналом для «слива» информации оказались мессенджеры и другие сервисы мгновенных сообщений. Также довольно высокой остается доля утечек через бумажную документацию – несмотря на бурное развитие электронного документооборота, значительная часть данных по-прежнему хранится и передается на бумажных носителях. Многие российские компании при этом пренебрегают правилами утилизации бумажных носителей информации. В то же время в России стало исчезающе мало утечек по электронной почте. Судя по всему, этот канал довольно хорошо контролируется коммерческим сектором и государственными органами, а злонамеренные нарушители, зная об установленных системах защиты e-mail, ищут другие способы хищения информации.
В глобальном распределении по отраслям на первом месте находится сектор высоких технологий (хайтек) с долей 19%, на втором — здравоохранение (16%), где пандемия обнажила многие проблемы защиты информации, прежде всего связанные с отражением кибератак. В России также стабильно высокой остается доля утечек из хайтек-индустрии – почти 22%, вторую по величине долю в национальном распределении утечек занял финансовый сектор – 19%. Это весьма тревожное положение, которое может свидетельствовать о том, что банки, финансовые и страховые компании в период пандемии испытывают повышенное давление со стороны нарушителей.
Авторы исследования пришли к выводу, что пандемия только усугубила и без того сложную ситуацию с защитой данных. Масштабы дистанционной работы дают как киберпреступникам, так и инсайдерам намного больше возможностей для кражи информации. Огромные риски могут быть связаны с использованием в компаниях так называемых «теневых ИТ», то есть информационных сервисов, развернутых в обход ИТ-служб на внешних ресурсах, владельцы которых не несут никакой ответственности за обрабатываемые на них данные. Уровень как внешних, так и внутренних угроз на «удаленке» также повышается в связи с использованием незащищенных Wi-Fi-сетей, проблемами контроля личных устройств, при работе с корпоративной информацией, отсутствием во многих компаниях адекватной инфраструктуры по управлению доступом, игнорированием решений для анализа поведенческих характеристик пользователей информационных систем.