Вестник цифровой трансформации

Что мешает извлекать ценность из ИИ
Что мешает извлекать ценность из ИИ




16:35 11.11.2024  |  384 просмотров



Аналитики Gartner выделили четыре барьера на пути извлечения новых ценностей из широкомасштабного использования ИИ.

Опрос Gartner, в котором принимал участие 451 представитель высшего технического руководства компаний, показал, что 57% ИТ-директоров считают разработку и реализацию стратегии внедрения ИИ на предприятии своей прямой задачей. Но есть четыре фактора, которые мешают им успешно ее решать.

1. Преимущества для бизнеса от использования ИИ не всегда материализуются

Чтобы добиваться хороших результатов, люди должны постоянно использовать в своем рабочем процессе инструменты генеративного искусственного интеллекта. Согласно опросу 5 тыс. пользователей цифровых технологий, проведенному Gartner во втором квартале 2024 года в США, Великобритании, Индии, Австралии и Китае, используя генеративный ИИ, люди экономят в среднем 3,6 часа в неделю. Однако не все сотрудники получают от него одинаковую выгоду. Результат зависит не только от личной заинтересованности и глубины внедрения, но и от сложности работы и приобретенного опыта. Организации, использующие искусственный интеллект, стремятся автоматизировать с его помощью ключевые бизнес-процессы, перепрофилировать роли для работы с чат-ботами, и добиться улучшений, которые меняют правила игры – создавать новые источники доходов и менять предлагаемые предприятием ценности. В такой ситуации управление рисками и преимуществами ИИ следует осуществлять с учетом особенностей имеющегося ресурсного портфеля.

2. Затраты на ИИ могут быстро выйти из-под контроля

В опросе Gartner в июне-июле 2024 года, в котором принимали участие более 300 ИТ-директоров, более 90% респондентов заявили, что управление затратами ограничивает их возможности по извлечению выгод из ИИ для предприятия. Аналитики Gartner полагают, что затраты несут в себе не меньший риск, чем вопросы безопасности и галлюцинации. Если ИТ-директора не понимают, как масштабируются их затраты на генеративный ИИ, при расчетах ошибки могут достигать 500% и даже 1000%. Нужно четко представлять себе компоненты затрат и варианты моделей ценообразования, понимать, каким образом эти затраты можно снизить, и уметь договариваться с поставщиками. ИТ-директора должны продемонстрировать, как масштабируются затраты, не ограничиваясь одними лишь технологическими вопросами.

3. Повсеместное использование данных и ИИ порождает новые проблемы и риски

В условиях повсеместного распространения на предприятии искусственный интеллект и данные больше не являются централизованными активами, которые напрямую контролируются ИТ-службой. Опрос Gartner показал, что при реализации проектов, связанных с искусственным интеллектом, в среднем в организациях используется только 35% его возможностей. Это означает, что нужны новые подходы к управлению доступом к данным и их защите, управлению входящими и исходящими потоками, а также обеспечению необходимой безопасности. Именно здесь возникает концепция «технологического сэндвича». В нижней его части находятся все данные и ИИ-компоненты, поступающие из ИТ-службы, как правило, централизованные. В верхней части – данные и компоненты, поступающие отовсюду, как правило, децентрализованные. А в середине – технологии управления доверием, рисками и безопасностью (TRiSM). Задача ИТ-директора заключается в том, чтобы сформировать «технологический сэндвич», который поможет справиться с неразберихой в ИИ, но сохранит открытость для новых возможностей.

4. На производительности и благополучии сотрудников применение ИИ может сказываться как положительно, так и отрицательно

Некоторые сотрудники могут испытывать сильную привязанность к ИИ. Другие – ощущать угрозу или обиду. Все это может привести к непредвиденным последствиям, обусловленным завистью к тем, кто использует искусственный интеллект, или чрезмерной зависимостью от инструментов ИИ. Но мало кто задумывается об этом. Согласно опросу Gartner, только 20% ИТ-директоров озабочены смягчением потенциального негативного воздействия генеративного ИИ на благополучие сотрудников. А между тем управление поведенческими результатами имеет не менее важное значение, чем управление технологиями и бизнес-результатами, и подходить к этому вопросу необходимо с той же тщательностью.

Теги: Искусственный интеллект Gartner

На ту же тему: