Вестник цифровой трансформации

7 особенностей эффективных цифровых преобразований
7 особенностей эффективных цифровых преобразований




15:22 06.12.2017  |  Эстер Шейн | 10151 просмотров



Ставить во главу угла технологии при проведении цифровой трансформации – прямой путь к катастрофе. В первую очередь ваша организация должна сосредоточиться на клиентах.

Прежде чем нырять с головой в омут новых технологий, пытаясь решать плохо сформулированную задачу, компаниям нужно прояснить, какие цели они ставят перед собой и что значит цифровая трансформация для их бизнеса. Сосредоточившись на конкурентоспособности и инновациях и делая основной упор на технологии, они рискуют упустить открывающиеся перед ними возможности.

Значительному числу организаций не удается провести преобразования правильно из-за фундаментального непонимания того, что на самом деле представляет собой цифровая трансформация.

В докладе Altimeter «Состояние цифровой трансформации в 2017 году» говорится, что организации, несмотря на немалые деньги, вкладываемые ими в цифровые технологии, просто не поспевают за изменением ожиданий клиентов и не в состоянии удовлетворить их из-за «слабой цифровой грамотности». Отмечается также, что во многих компаниях уже сформировалась определенная культура, а «главными препятствиями, мешающими осуществлять изменения, ожидаемые цифровыми потребителями, становятся политические интриги, самомнение и страх».

«Ставя во главу угла технический подход, компании упускают то главное, что на самом деле скрывается за цифровой трансформацией, – указал главный аналитик компании Altimeter Брайан Солис. – Организации в целом и руководители их ИТ-служб в частности попадают в так называемую технологическую ловушку. По сути они пытаются возвести новую постройку на старом фундаменте».

А чтобы не совершать ошибок, имеет смысл придерживаться семи принципов, присущих высокоэффективным цифровым преобразованиям.

1. Цифровая трансформация – это на самом деле трансформация человека

Когда несколько лет назад Шамим Мохаммед стал директором ИТ-службы в компании-ретейлере CarMax, торгующей подержанными автомобилями, он думал прежде всего «не о трансформирующих технологиях, а о том, как надо будет проводить преобразования … с тем чтобы все двигались в правильном направлении и с нужной скоростью».

Эти же самые мысли были и у директора ИТ-службы компании TGen Джеймса Лоуи, который одной из главных задач трансформации бизнеса считает своевременное приобретение и укрепление работниками навыков, необходимых для проведения соответствующих изменений. «Зачастую темпы технологических изменений вступают в конфликт с уровнем профессиональной подготовки сотрудников, – заметил он. – Залогом истинной цифровой трансформации являются увлеченные, любознательные и мотивированные люди».

Несколько лет назад в компании Pitney Bowes решили повнимательнее присмотреться к ведущим технологиям, используемым в десяти функциональных областях, включая мобильную сферу, данные, аналитику, машинное обучение, API, SaaS и формирование пользовательского восприятия. «Для успешного продвижения вперед нашей организации наряду с четкой технической стратегией нужна была еще и стратегия в отношении людей», – вспоминает старший вице-президент Pitney Bowes по вопросам технологий и электронной коммерции Джеймс Фейруэзер.

Учеба была организована по всем десяти направлениям, и каждый сотрудник организации, а в ней работало 1200 человек, должен был выбрать одно из этих десяти направлений и изучить его в течение года. Организация же брала на себя обязательство расширить профессиональные навыки сотрудников и повысить их персональную ценность.

Этот сдвиг мышления помог компании совершить рывок вперед. «За прошедшие 10 лет мы сделали 80 приобретений, смогли укрепить связи, сформировать новые взаимоотношения и добиться того, чтобы сотрудники получше узнали друг друга», – отметил Фейруэзер.

2. Придерживайтесь ориентированного на клиентов подхода

Хотя бизнес и называет «эволюционирующее поведение клиентов и их предпочтения» одним из главных стимулов цифровой трансформации, на деле обстоит так, что менее половины компаний инвестируют в изучение нужд своих цифровых клиентов.

«Те немногие, что выбирают правильный курс, оценивают всё происходящее вовне и приспосабливают это к своим внутренним процессам, стараясь увязать выбранные нововведения с окупаемостью и ключевыми показателями эффективности, – указал Солис. – И в результате добиваются прогресса и успехов».

Прежде всего они ориентируются на клиентское восприятие.

Однако не всегда удается достичь того, чего хотят клиенты. Хотя сайт CarMax и ориентирован на клиентов, внедрение новой функции занимает несколько недель или даже месяцев, поскольку работа команды организована неправильно. Нет структуры, которая позволяла бы решать все оперативно.

3. Формируйте новые команды

В CarMax знали, что клиенты хотят улучшения процедуры покупки автомобиля на сайте. Чтобы воплотить эти пожелания в жизнь, все сотрудники были объединены в группы, занимавшиеся конкретными продуктами. В каждой группе были: менеджер по продуктам, ведущий разработчик/инженер и специалист, отвечающий за пользовательское восприятие. Их дополняли другие разработчики, специалисты по контролю качества, финансисты и операционисты, которых насчитывалось от семи до девяти человек.

Предлагалось опробовать идею доставки автомобиля прямо на дом. Одна из команд разработала мобильное приложение и встроенные функции для оформления клиентом заказа прямо с мобильного устройства и последующей доставки автомобиля к дому в течение пары недель. Разработчики не рассчитывали сразу создать идеальное решение. Они постепенно улучшали имеющиеся функции.

Первый автомобиль был доставлен в город Шарлотт – на единственный рынок, поддерживавший такую возможность. Все команды в течение двух недель проводили «дни открытых дверей», обеспечивая внутреннюю прозрачность и готовя обновления, отвечающие целям бизнеса и потребностям клиентов.

Сейчас, когда все команды сформированы, цель состоит в том, чтобы реализовать отличную идею за несколько часов; опробовать ее, посмотреть, как все работает, и сделать еще лучше.

Аналогичного подхода придерживаются и в компании – поставщике сельскохозяйственного оборудования John Deere, где руководство составило план реализации перспективного проекта умного подключенного предприятия. На одной из фабрик компании было организовано пространство Foundry площадью 650 квадратных метров с более низкими, чем обычно, столами, с тем чтобы людям удобнее было общаться. Там предполагалось собирать новые команды и изучать agile-методологии при содействии экспертов, которые проводили бы сотрудников через полный цикл разработки.

«Мы решили взять на вооружение гибкую разработку, потому что поняли: она помогает формировать культуру обучения, – сообщил Ганеш Джаярам, вице-президент по ИТ в John Deere. – Теперь в рамках циклов спринтов мы выпускаем готовый продукт каждые два месяца. С портфелем проектов мы распрощались и пытаемся делать всё в двухмесячный срок. После чего смотрим, удовлетворили ли мы ожидания клиентов. Мы больше не ждем долгие месяцы или даже годы появления прототипа нового решения».

Следующим шагом должно стать формирование команд сотрудников, которым за несколько семинаров разъяснят, в чем заключается конечная цель. Возникает совершенно иное отношение к работе. Постепенно укореняется подход, при котором приложения, инфраструктура и бизнес-подразделения работают как единое целое.

Информирование о стратегии в подключенных цифровых предприятиях осуществлялось с помощью внешних эталонных тестов и внутренних интервью, с тем чтобы сотрудники ИТ-службы понимали, чего генеральный директор и коллеги Джаярама из других функциональных подразделений ждут от ИТ-службы.

«В прошлом нас считали центром затрат, – указал Джаярам. – Теперь же нам отводится роль пробивного тарана. Впервые в истории John Deere мы возглавили процесс. Мы приняли врученный нам мандат».

4. В процессе внедрения технологий укрепляйте взаимодействие

В то время когда Pitney Bowes проектировала учебные программы в целевых технологических областях, в компании была сформирована группа технической стратегии и стали проводиться круглые столы на тему глобальных инноваций. «Все команды делились опытом непрерывной интеграции и доставки, благодаря чему перемещение приложений в облако приносило выгоду, – указал Фейруэзер. – С помощью «новаторских команд»компания разработала стандартную цепочку инструментов и стандартный набор практик, который в дальнейшем использовался при создании сообщества DevOps».

Руководство компании считает, что живое общение имеет очень важное значение и всячески поощряет встречи лицом к лицу в географически распределенных коллективах.

Усилия, направленные на укрепление взаимодействия, окупают себя. «Делясь практическим опытом, мы выявили типичные сбои, возникавшие в процессе операционной деятельности, – отметил Фейруэзер. – Нам удалось распространить свою практику на все команды, улучшив и скорректировав их совместную работу».

Руководство провело также обследование своей стратегической фундаментальной технологической программы. Один из комментариев сотрудников Фейруэзера звучал так: «Раньше мне отводилась роль винтика, теперь же, располагая полученной информацией, я буду вносить свой весомый вклад в общее дело. Научиться у коллег возможно, только если с ними налажены контакты. В рамках глобальной организации мы уже объединены в десяти областях, для этого всё сделано».

5. Когда дело касается изменений, будьте непримиримы

Когда промышленный гигант GE со штатом в 25 тыс. сотрудников приступил к внедрению цифровых технологий в операции глобальных продаж, противодействие казалось неминуемым. И действительно, сопротивление ощущалось повсюду. Многим трудно было изменить привычные способы продажи, которым они следовали на протяжении 20 лет.

«Конечно, у нас были скептики, – заметила вице-президент GE Commercial и подключенной цифровой экосистемы digitalTHREAD Кейт Гутовски. – Но, если мы нацелились провести какие-то преобразования, равняться на таких людей не стоит».

Гутовски говорит, что именно нужно делать: «Постепенно продвигаясь вперед, вы собираете вокруг себя группу первопроходцев и инноваторов. Заручившись поддержкой этой группы, вы сможете расширить влияние и проводить изменения любого рода».

Гутовски признает, что управлять трансформацией людей – занятие не для слабонервных. Оно сродни хождению по битому стеклу.

«Сначала вам придется проводить изменения твердой рукой, привыкая к ощущению постоянного дискомфорта, – подчеркнула она. – Дополнительные полномочия, предоставленные мне со стороны руководства GE, естественно, оказались крайне необходимы. Я стала привлекать профессионалов, занималась краудсорсингом и выслушивала представителей продающих организаций, когда те рассказывали о пожеланиях клиентов».

6. Вырабатывайте менталитет стартапа

В 2014 году к купленному AT&T оператору добавилась вновь приобретенная компания Cricket Wireless. Две конкурировавшие друг с другом организации требовалось преобразовать в единого крупного игрока национального масштаба.

Подобно John Deere и CarMax, Cricket Wireless взяла на вооружение модель Agile. Все силы были приложены к тому, чтобы действовать быстро и добросовестно.

«По мере укрупнения организаций в них выделяются различные группы, что приводит к информационной разобщенности, – отметил вице-президент и ИТ-директор Cricket Wireless Дарин Морроу. – Разрушать вырастающие стены помогают менталитет стартапа и укрепление взаимодействия между отдельными командами».

Для Cricket Wireless, к примеру, важное значение имела быстрая доставка различными группами небольших порций функционала. Работа на месте в тесном личном контакте помогает устранить множество проблем, возникающих в процессе взаимодействия. В результате решения вырабатываются и принимаются быстрее.

7. Добивайтесь от руководства дополнительных полномочий

Проведенный Altimeter опрос показал, что только 40% компаний создают наделенный необходимыми полномочиями управляющий комитет, ответственный за организационную трансформацию.

Выработкой стратегии ведения бизнеса обычно занимается высшее руководство, оно и информирует всех остальных о принятых решениях. Джаярам попытался изменить сложившийся порядок. «Я решил перевернуть традиционный подход с ног на голову и собрал 40 человек, находившихся на разных уровнях иерархии, чтобы сформировать новую ИТ-стратегию и трансформировать компанию в цифровое предприятие. Мы полностью проработали все процессы, прежде чем выносить их на уровень высшего руководства. Некоторые из тех, кто вносил предложения, были новичками в компании, но зато имели большой опыт в части формирования восприятия пользователей и организации гибкой разработки. По мере выработки стратегии мы опросили почти 170 коллег, поинтересовались, есть ли во всем этом смысл, и получили ответ, что идем в правильном направлении».

После этого Джаярам пошел к руководству и представил план интеллектуального подключения и agile-методологии.

«Мы знали, что люди считают эту стратегию жизненно важной, понимая, что она трансформирует компанию, – указал он. – Нам удалось склонить в свою сторону и руководство, которое лично убедилось в том, что мы способны кардинально изменить ситуацию».

– Esther Shein. 7 habits of highly effective digital transformations. CIO. November 6, 2017

Теги: Автоматизация предприятий DevOps Agile Цифровая трансформация

На ту же тему: