Согласно оценкам iKS-Consulting, сегмент B2G генерирует более 80% всех доходов российского рынка IoT. Помимо прямого спроса на решения со стороны государственного сектора, государство также играет заметную роль в стимулировании развития IoT в качестве регулятора. К примеру, в розничной торговле распространению различных IoT-решений способствуют такие нормативно-правовые изменения как поэтапное внедрение системы маркировки товаров, изменения в правилах отображения цены, реформа использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.
Государство стимулирует распространении технологий Интернета вещей через государственные программы цифровизации и автоматизации управления городской инфраструктуры. Сегмент «умный город» определяют следующие программы:
• программы внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» для улучшения общественной безопасности и охраны порядка в городах;
• программы развития интеллектуально-транспортной сети для управления городской транспортной сетью и транспортными потоками;
• программы улучшения энергоэффективности в коммунальной энергетике.
В 2016 году общий объем финансирования программ развития «умного города» вырос на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, превысив 45 млрд руб. Рост произошел прежде всего благодаря увеличению финансирования системы «безопасного города» в Санкт-Петербурге, а также вследствие резкого увеличения финансирования программ развития интеллектуальных транспортных сетей в регионах. При этом следует отметить, что рост финансирования обеспечивается за счет региональных и муниципальных бюджетов, а не федеральных.
Развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на сегодняшний день является крупнейшим сегментом рынка «умного города» России, составляя около 82% всех финансовых средств (около 37 млрд руб.) При этом свыше половины финансирования в сегменте «Безопасного города» было направлено на развитие московской системы, которая на 85% была профинансирована за счет столичного бюджета. В сегменте интеллектуально-транспортных сетей в 2016 году общее финансирование составило, по оценкам iKS-Consulting, свыше 5 млрд руб. При этом московский бюджет составлял значительно меньшую часть общего объема средств, поскольку основная часть финансовых средств была получена в предыдущие годы. Финансирование решений «умного города» через программы энергоэффективности остается незначительным – всего около 3 млрд руб. Основная часть проектов связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего осуществляемых по схеме энергосервисного контракта. Вследствие ограниченности государственного финансирования в данном сегменте именно эта модель, при которой модернизация объектов осуществляется за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии, является наиболее перспективной.