Вестник цифровой трансформации

GS Group: «умный город», испробованный на себе
GS Group: «умный город», испробованный на себе

Олег Алешкин: «После внедрения платформы мы ожидаем получить два основных результата: повысить качество жизни в 'Технополисе GS' и развернуть современную демонстрационную площадку для будущих партнеров и заказчиков»


13:35 14.02.2020 (обновлено: 17:52 14.02.2020)  |  Николай Смирнов | 6765 просмотров



Олег Алешкин, директор по информационным технологиям холдинга GS Group и номинант на премию CDO Award, рассказывает о создаваемом решении категории «умный город», который тестируется на собственной крупной площадке холдинга — кластере «Технополис GS».

Технологии «умного города» становятся все актуальнее с учетом продолжающейся цифровизации всех аспектов нашей жизни. В GS Group задумались о выводе на рынок таких систем и создали решение на базе собственного инновационного кластера «Технополис GS», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. По внутренним оценкам, совокупная экономия средств от внедрения решения составит не менее 40% на горизонте пяти лет. Развертывание решения в «Технополисе GS» в качестве пилотного проекта позволит компании отработать его функциональность и подготовить для вывода на внешний рынок. Об особенностях проекта рассказывает Олег Алешкин, директор по информационным технологиям холдинга GS Group и номинант на премию CDO Award .

— Какова история работы компании с технологиями «умного города»?

GS Group развивает направление «умного города» с 2011 года. Тогда мы выбрали несколько ключевых элементов: ЖКХ, транспорт и безопасность. Акцент решили сделать на ЖКХ: с одной стороны, это наиболее востребованная конечными пользователями сфера, с другой — это инструмент, c которым эксплуатирующие организации работают каждый день.

Когда мы решили строить жилой квартал в «Технополисе GS», то понимали, что нам потребуется большое количество периферийного оборудования — датчиков и приборов учета. А значит, придется работать с большими массивами данных. Поэтому мы задумались о создании собственного ЦОДа. Также было необходимо определиться с мощностями серверного оборудования, на базе которого планировалось развертывание узла «умного города» — Интернета вещей, в том числе промышленного.

Еще одной важной задачей стало создание полноценной транспортной среды передачи данных по территории кластера. Новые линии связи помогли бы нам успешно развивать любые сервисы.

Первые два этапа позволили в полной мере реализовать два из трех уровней инфраструктурной иерархии — ядро и сеть доступа. И мы подошли вплотную к вопросам периферии и информационной безопасности: конфиденциальности, целостности и доступности собираемых данных. На этом этапе мы оценили все возможные риски и пути их минимизации.

— С какого момента «все стало серьезно»?

Наверно, когда мы начали проектировать и строить транспортную сеть и сеть доступа на территории «Технополиса GS». Сложность была связана в первую очередь с историческими особенностями Калининградской области: под землей мы обнаружили разветвленную сеть старинных прусских инженерных систем. Необдуманное разрушение этой сети могло иметь катастрофические последствия. В итоге мы были вынуждены модернизировать старые сети. Как следствие, проект стал существенно дороже, и нам пришлось пересмотреть маркетингово-финансовую модель в части конечных сервисов и перспектив тиражирования. Демонстрация работы технологических решений не в идеальных лабораторных условиях, а в реальной среде является важной частью проекта нашего кластера. Ведь «Технополис GS» — это не только производство и жилая зона, это еще и своего рода полигон, на котором апробируются инновации и где с ними могут познакомиться потенциальные заказчики, инвесторы и представители власти.

К тому же мы коммерческая структура, и на первом месте для нас стоят положительные финансовые результаты. В ходе долгой работы над проектом мы смогли разработать не только инженерное решение, но и выверенную модель, которую можно предлагать заказчикам.

— С какими еще проблемами пришлось столкнуться?

Во-первых, было трудно определиться с выбором необходимых периферийных устройств — из-за их большого многообразия. Но мы выработали критерии совместимости и постепенно отсекали неподходящие варианты. В итоге пришли к единственно верному решению. Во-вторых, мы столкнулись с высокой степенью проприетарности, поэтому пришлось провести большую работу, чтобы повысить степень универсальности нашего ядра по отношению к периферии. И нам это удалось: теперь ядро может принимать данные с любой периферии при условии поддержки промышленных протоколов и наличия драйверов.

— Что было первичным в вашем проекте: потребность компании в технологиях smart city (использование для собственных нужд) или планы по выводу таких решений на рынок ?

Сейчас нас больше интересует вывод «умных технологий» на рынок. Но при этом мы не забываем и о собственных проектах. Поэтому распределение приоритетов идет в примерной пропорции 60 на 40 в пользу коммерциализации решений.

— Что представляет собой созданная платформа?

Платформа, апробированная в «Технополисе GS», автоматизирует процессы мониторинга, диспетчеризации, управления конечными устройствами, а также телеметрического сбора данных с приборов учета. Решение позволяет свести к минимуму ручной труд, тем самым повышая эффективность работы и устраняя проблему человеческого фактора. Также оно дает возможность соответствующим службам более оперативно реагировать при возникновении аварийных ситуаций.

Наша платформа — интеграционная шина, позволяющая объединять в себе решения от различных вендоров. Она может собирать воедино информацию с различных устройств по множеству протоколов, использует различные среды передачи данных, а также способна хранить и обрабатывать полученную информацию.

— Какие решения используются для работы с данными?

Система диспетчеризации ЖКХ — это программно-аппаратный комплекс с трехуровневой иерархической структурой. На первом уровне находятся оконечные устройства. Здесь информация собирается, проходит первичную обработку и передается на верхний уровень. Второй уровень — это каналы связи: локальная сеть GPON, сетевое оборудование, PLC-концентраторы и GSM-модемы. И третий уровень — ядро системы. К нему относятся сервер системы диспетчеризации, сервер сбора и хранения данных, сервер автоматизированной системы учета энергоресурсов и автоматизированные рабочие места.

Мы используем операционные системы на ядре Linux. В сочетании с проектными решениями на базе открытых SCADA-систем это обеспечивает гибкость и универсальность решения.

— Какие источники данных вы используете?

Данные собираются с конечного оборудования системы ЖКХ: датчиков, управляющих устройств, приборов учета энергоресурсов. Далее информация отправляется через контроллеры по различным каналам связи — как проводным, так и беспроводным. Затем она передается в ядро системы, где хранится, обрабатывается и анализируется.

— Есть ли в компании стратегия работы с данными?

В условиях глобальной цифровизации очень остро стоит вопрос сохранности данных. И мы делаем все, для того чтобы собранная нами информации была защищена от утечек или подмены. При необходимости мы готовы предоставлять должным образом защищенные данные партнерам или интегрировать их в корпоративные экосистемы.

— Какие функции реализуются для нужд инновационного кластера? Почему именно они?

Приоритет отдается функционалу диспетчеризации и учета услуг ЖКХ. Он позволяет более эффективно решать вопросы обслуживания клиентов, минимизировать время реакции при аварийных ситуациях, использовать по максимуму возможности энергосбережения и повысить общую энергоэффективность системы.

— Какой эффект ожидается от использования созданной платформы?

После внедрения платформы мы надеемся получить два основных результата: повысить качество жизни в инновационном кластере «Технополис GS» и развернуть современную демонстрационную площадку для будущих партнеров и заказчиков. Максимальный экономический эффект ожидается от вывода на рынок сервисной модели «решение как сервис». Мы готовы предложить понятный функционал, облачные технологии, юридическую чистоту решения и его техническую поддержку.

— Насколько востребованы, по вашим оценкам, подобные решения на рынке? Где именно они могут найти применение?

Направление «умного города» сейчас активно развивается, и соответствующие технологические решения становятся все более востребованными. Поэтому мы считаем эту область перспективной. К нашей платформе могут проявить интерес в первую очередь девелоперы, управляющие компании, а также администрации малых и моногородов.

— В каком направлении будет развиваться платформа?

Нам удалось разработать многофункциональную, гибкую и масштабируемую платформу для развертывания решений «умного города». К ней можно подключить неограниченное количество оконечного оборудования. Так что в перспективе на базе платформы можно реализовывать различные решения: от компактных («умные» дома, жилые зоны, кампусы) до более масштабных («умные» города и регионы). С технологической точки зрения возможна доработка платформы до интеллектуального облачного решения. И сейчас мы обдумываем такую возможность. В дополнение к ЖКХ в первую очередь будем развивать такие модули, как «умный транспорт» (в том числе «умные остановки») и «умное освещение». Большой потенциал мы также видим в развитии на базе нашей платформы разнообразных туристических и информационных сервисов.

 

Теги: Интернет вещей Умный город CDO Award

На ту же тему: