Вестник цифровой трансформации

Блокчейн: юридические сложности
Блокчейн: юридические сложности




Эта без сомнения многообещающая технология вызывает серьезные вопросы у политиков, регуляторов и законодателей

15:27 26.05.2016  |  Сью Маклин | Эта без сомнения многообещающая технология вызывает серьезные вопросы у политиков, регуляторов и законодателей4436 просмотров



Сегодня, когда в банковских и других организациях проявляют все большее внимание к технологии распределенного регистра, ею интересуются и регуляторы.

В последнее время все больше и больше компаний изучают технологию распределенного регистра и инвестируют в ее внедрение. В правительствах и международных организациях обсуждают возможные последствия от внедрения блокчейна для бизнеса, государства и экономики. В то же время эта без сомнения многообещающая технология вызывает серьезные вопросы у политиков, регуляторов и законодателей.

На протяжении последних полутора лет во многих государственных и международных организациях внимательно изучают все, что связано с распределенными регистрами, и следят за развитием событий.

Сегодня большинство, похоже, выражают осторожный оптимизм по поводу перспектив технологии. Это неудивительно: несмотря на определенные сложности, блокчейн способен помочь выполнять нормативные требования, отслеживать их соблюдение и формировать соответствующую отчетность.

Несмотря на определенные сложности, блокчейн способен помочь выполнять нормативные требования, отслеживать их соблюдение и формировать соответствующую отчетность

Но, вопреки призывам о регулировании со стороны тех, кто считает, что нынешняя юридическая и законодательная неопределенность – это помеха, в большинстве стран власти заняли выжидательную позицию. И похоже, это разумно: пока сама технология толком не испытана, попытки регулировать ее могут оказаться преждевременными и создать препятствия для ее развития.

В феврале 2015 года в Банке Англии, оценив перспективы децентрализованного регистра, сформировали отдел, занимающийся соответствующими технологиями.

В январе 2016 года Международный валютный фонд опубликовал доклад, в котором рассматривались преимущества и риски распределенных регистров. Его авторы пришли к выводу, что разработка сбалансированной нормативно-правовой базы, защищающей от рисков без сдерживания инноваций, – непростая задача, и она требует обширной международной кооперации.

В феврале 2016 года в Совете по финансовой стабильности, который устанавливает стандарты для стран «Большой индустриальной двадцатки», объявили о намерении проанализировать финансово-технические новшества, в том числе распределенные реестры, с точки зрения возможности создания нормативно-правовой базы, помогающей предотвращать системные риски без ограничения инновации. (Участниками G20 являются два десятка крупнейших экономик и Европейский союз. На встречах G20 присутствуют представители международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности, МВФ, ВТО, ООН и Всемирный банк. – Прим. ред.)

В феврале 2016 года Кристофер Вулард, директор по стратегии и конкуренции Управления по финансовому надзору и регулированию Великобритании, сообщил что в ведомстве следят за развитием технологии блокчейна, но позицию по ней выработают, только когда станет более определенным круг ее применений. По его словам, по мере развития технологии нужно будет решать регулятивные и потребительские проблемы. В ведомстве собираются сотрудничать с компаниями, разрабатывающими решения на основе распределенных реестров, в рамках проекта Project Innovate, и следить за тем, чтобы по мере усовершенствования технологии в ней не забывали предусматривать средства защиты потребителя. В управлении также анализируют, каким образом распределенные реестры могли бы помочь с контролем соблюдения нормативных требований.

В феврале 2016 года Комитет Европарламента по экономическим и денежным вопросам призвал уделять должное внимание распределенным реестрам еще до того, как они начнут широко применяться. В комитете предложили создать под эгидой Еврокомиссии рабочую группу по распределенным реестрам, которая бы обеспечивала необходимую техническую и законодательную поддержку на уровне Евросоюза и государств-участников. По мнению членов комитета, существующее европейское законодательство продолжит и дальше применяться независимо от того, будет ли использоваться новая технология, но порекомендовали пересмотреть законы о платежах.

В январе 2016 года директор по науке правительства Великобритании Марк Уолпорт опубликовал доклад «Распределенный регистр: больше, чем цепочка блоков транзакций», в нем он порекомендовал правительству озаботиться вопросом создания для блокчейна нормативно-правовой базы, которая бы менялась вместе с самой технологией и включала бы в себя как технический, так и юридический кодексы.

Юридические и законодательные проблемы

По сути, запуск проекта по созданию распределенного регистра будет подобен согласованию любой крупномасштабной технической разработки или аутсорсингового соглашения, но есть дополнительные вопросы, требующие рассмотрения.

  • Учитываемость и ответственность. Раз контроль над регистром всегда распределенный, то как контролировать и регулировать сам регистр, его пользователей и других участников системы? На ком лежит ответственность, если система децентрализована? Кого или что именно нужно регулировать?
  • Регулирование. Кто будет заниматься регулированием? Поскольку технология носит трансграничный характер, кто именно будет отвечать за регулирование? Скорее всего, не обойтись без согласованных международных принципов и кооперации между регуляторами.
  • ? Определения. Ряд определений, существующих в соответствии с нынешними законами, придется пересмотреть. В частности, те, что касаются классификации активов (например, надо определиться, чем являются виртуальные валюты – возможно, просто биржевым товаром).
  • «Умные» контракты. Как изменится существующее контрактное законодательство в отношении автоматически заключаемых («умных») контрактов? Будут ли они считаться действительными и обладать юридической силой? Достаточно ли нынешнего законодательства или понадобится регулировать распределенные регистры не только с помощью законодательства, но и с помощью технического кодекса? Кто будет удостоверяться в том, что технический кодекс отражает требования юридического? Если в техническом кодексе есть недочеты, то кто несет за них ответственность, кто их должен выявлять и как обеспечить внесение исправлений? Скорее всего, «умные» контракты в любом случае будут становиться предметом споров, и понадобятся ограничения на сферу действия таких контрактов. Об «умных» контрактах должны быть осведомлены юристы, законодатели и судебные системы. Необходимо будет также адаптировать требования о сохранении записей и правила доказывания, чтобы у судов и других властных органов была возможность получить доступ к данным регистра.
  • Защита потребителя. Это будет одной из главных забот регуляторов. Как, учитывая новизну технологии блокчейна, добиться того, чтобы потребители понимали, на что соглашаются, и обеспечить их юридическую защиту?
  • Приватность и безопасность. Одна из основ блокчейна – высокая защищенность благодаря тому, что записи практически невозможно расшифровать. Но, поскольку идут разработки в области квантовых компьютеров, эта основа со временем может разрушиться. Есть и другие вопросы относительно безопасности – например, связанные с потенциальной возможностью отследить или вычислить личность участника по транзакциям или при наличии доступа к стороне, у которой есть право на расшифровку данных. Кроме того, теоретически регистр может быть «захвачен», если кому-то удастся взять под контроль большинство участвующих компьютеров.
  • Конкуренция, антимонопольное регулирование. Если начнут создаваться частные распределенные регистры с участием ограниченного числа организаций, может возникнуть повод для обвинений в монополизме или картельных сговорах. Кроме того, есть риск появления труднораспознаваемых алгоритмов, искусственно мешающих свободной конкуренции.
  • Децентрализованные организации. Есть целый ряд проблем, связанных с ответственностью и контролируемостью, поскольку существующие юридические системы в основном рассчитаны на то, чтобы назначать ответственными физических или юридических лиц, а не механизм вроде распределенного регистра, полагающийся на автоматически заключаемые контракты. Законодателям, возможно, придется подумать о том, как адаптировать для распределенных регистров существующие законы об ответственности объединений без юридического лица, а это может оказаться очень сложным делом из-за того, что такие регистры могут быть трансграничными.
  • Репутационный ущерб. Первоначальный скептицизм по поводу распределенных регистров сегодня сошел на нет, но до тех пор, пока их применимость не станет более определенной, организациям нельзя упускать из виду риск ущерба репутации, если применение блокчейна приведет к неработоспособности или не принесет ожидаемого эффекта.

Каков же вывод

Очевидно, что у технологии распределенного регистра есть большой потенциал для трансформации целого ряда секторов и механизмов экономики, а потому все больше и больше организаций изучают, каким образом новую технологию можно было бы задействовать в бизнесе. А значит, законодателям в любом случае придется следить за этой стремительно развивающейся технологией.

Sue McLean, Morrison & Foerster.Blockchain: Key legal and regulatory challenges with distributed ledger technology. Computerworld UK. April 13, 2016

Теги: Цифровая трансформация Блокчейн

На ту же тему: