Вестник цифровой трансформации

Gartner: основные прогнозы на 2023 год и далее
Gartner: основные прогнозы на 2023 год и далее




11:56 08.11.2022  |  5121 просмотров



На конференции Gartner IT Symposium/Xpo 2022 аналитики отвечали на вопрос, каким образом ИТ-директора могут бороться с неопределенностью.

Компания Gartner представила главные стратегические прогнозы на 2023 год и последующий период. Аналитики изложили свой взгляд на то, каким образом лидеры бизнеса и руководители ИТ-служб могли бы переосмыслить ранее сделанные предположения и воспользоваться моментом, превратив неопределенность в уверенность.

По мнению Gartner, неопределенность несет в себе не меньше возможностей, чем рисков. Ключом к раскрытию этих возможностей является переосмысление предположений (особенно тех, что исходят из доцифрового прошлого) о характере выполнения работы, выстраивании отношений между клиентами и поставщиками и развитии текущих тенденций. Постоянство удобно, но оно наносит ущерб росту любой компании, которая стремится занять лидирующие позиции в современном цифровом мире, наполненном неизвестностью. Прогнозы Gartner свидетельствуют о создании условий для того, чтобы руководители могли воспользоваться неопределенностью, бросить вызов традиционному мышлению и изменить ожидания, сохранив при этом темпы поступательного движения.

На симпозиуме Gartner IT Symposium/Xpo аналитики Gartner представили 10 основных стратегических прогнозов.

1. К 2027 году на полностью виртуальные рабочие пространства будет приходиться 30% роста инвестиций предприятий в технологии метавселенной, а офисный опыт будет переосмыслен. Поскольку сотрудники продолжают стремиться к более гибким сценариям работы, в метавселенных появятся виртуальные рабочие пространства для поддержки нового иммерсивного опыта. Под полностью виртуальными рабочими пространствами понимаются созданные компьютером среды, в которых группы сотрудников могут собираться вместе, используя персональные аватары или голограммы.

По мнению аналитиков Gartner, поставщики существующих решений для совещаний должны предлагать клиентам технологии метавселенной и виртуального рабочего пространства, иначе они рискуют утратить свои позиции на рынке. Виртуальные рабочие пространства обеспечивают такую же экономию финансовых ресурсов и времени, что и видеоконференции, но при этом улучшают вовлеченность и повышают качество связи и взаимодействия.

2. К 2025 году при отсутствии экологически чистых технологий искусственный интеллект будет потреблять больше энергии, чем вся человеческая рабочая сила, вместе взятая. Это в значительной степени подрывает смысл стратегии нулевого выброса углерода. В условиях, когда искусственный интеллект получает все более широкое распространение и требует более сложных моделей машинного обучения, он потребляет больше данных, вычислительных ресурсов и мощностей. Если нынешние способы использования искусственного интеллекта останутся неизменными, энергетические ресурсы, необходимые для машинного обучения и связанных с ним процессов хранения и обработки данных, могут составить к 2030 году до 3,5% от общего объема энергопотребления.

По мере осознания защитниками искусственного интеллекта масштабов порождаемых им выбросов, предпочтение все чаще отдается экологически чистым методам, включающим в себя применение специализированного оборудования, снижающего энергопотребление, эффективное написание программного кода, трансферное обучение, методы работы с небольшими объемами данных, федеративное обучение и многое другое.

По оценкам Gartner, искусственный интеллект открывает огромные перспективы для дальнейшего повышения операционной эффективности, намного перевешивающие его собственное негативное влияние. Если искусственный интеллект начнет применяться более широко и эффективно, глобальные выбросы углекислого газа удастся сократить еще на пять-десять процентов.

3. К 2026 году атаки, направленные на отказ в обслуживании и проводимые гражданами с использованием виртуальных помощников (citizen-led denial of service, cDOS) в целях прекращения операций, станут самой быстрорастущей формой протеста. Протесты против бизнеса и правительственных организаций все активнее перемещаются в цифровую сферу. За атаками cDOS стоят не хакеры, а обычные люди, обращающиеся к помощи виртуальных помощников.

Согласно прогнозам Gartner, к 2025 году 37% клиентов при взаимодействии со службой поддержки начнут использовать виртуальных помощников для связывания ее ресурсов. Такое вполне легитимное с виду взаимодействие станет выражением протеста. К 2024 году граждане смогут парализовывать контакт-центры компаний, входящих в список Fortune 500, инициируя атаки, направленные на отказ в обслуживании, при помощи виртуальных помощников.

4. К 2025 году мощные облачные экосистемы консолидируют 30% поставщиков, уменьшив выбор и контроль клиентов над своим программным обеспечением. Крупнейшие поставщики облачных сервисов (cloud service providers, CSP) создают экосистемы, в рамках которых наряду с избранными независимыми поставщиками программного обеспечения (independent software vendors, ISV) предлагают заранее интегрированные и скомпонованные сервисы. Экосистемы CSP обладают достаточным для существенного повышения производительности потенциалом, который формируется за счет упрощения выбора, интеграции и компоновки программных компонентов. По мере развития экосистем CSP потребность в инструментах независимых поставщиков программного обеспечения будет уменьшаться, поскольку CSP регулярно предлагают новые функции и оперативно внедряют инновации благодаря быстроте и гибкости облачной разработки.

5. К 2024 году совместные суверенные партнерства, санкционированные регулирующими органами, сумеют повысить доверие заинтересованных сторон к глобальным облачным брендам и будут способствовать дальнейшей глобализации ИТ. По мере роста глобальных взаимосвязей сообществ и их зависимости от цифровой информации появляется все больше нормативных и законодательных актов, направленных на осуществление контроля за гражданами и их защиту, а также обеспечение постоянной доступности важнейших услуг. Правительства и коммерческие регуляторы ужесточают политику в части использования ресурсов облачных провайдеров, не имеющих отношения к данному региону, для критически важных или чувствительных рабочих нагрузок.

В связи с последними геополитическими событиями и санкциями, направленными против конкретных платформ, спрос на суверенные облачные решения растет. Санкционирование правительствами и регулирующими органами конкретных совместных инициатив облачных провайдеров и их партнеров на местах соответствует ужесточению требований к суверенности и при этом способствует продолжению технической глобализации.

6. К 2025 году «нестабильность рабочей силы» приведет к тому, что 40% организаций столкнутся с существенными потерями в бизнесе, а это в свою очередь будет способствовать смене стратегии в отношении персонала с привлечения на сохранение. Проблемы Великой отставки (Great Resignation), начавшейся в 2021 году, эмоционального выгорания и тихого ухода ставят перед руководством бизнеса новые задачи в части поиска, привлечения, найма и удержания талантов. В своих корпоративных заявлениях и финансовых отчетах организации все чаще будут акцентировать внимание на существенных стратегических сдвигах вследствие неспособности поддерживать существующие продукты или услуги и предлагать новые возможности из-за проблем с персоналом.

По мнению аналитиков Gartner, волатильность рабочей силы напрямую коррелирует с корпоративными моделями управления и эффективностью процессов, что оказывает влияние на финансовые показатели. Обсуждение вопросов устойчивости должно вестись на уровне генерального директора и членов совета директоров, не оставаясь исключительной прерогативой отдела кадров.

7. К 2025 году доля акционеров, лояльно относящихся к инвестициям в прорывные технологии, удвоится, что сделает их жизнеспособной альтернативой традиционным расходам на НИОКР, направленным на увеличение темпов роста. Пытаясь найти для себя конкурентные преимущества в условиях неопределенности и волатильности, лидеры отрасли все чаще соглашаются на высокорискованные инвестиции в технологии с неизвестной доходностью и потенциальным риском провала.

Успешные предприятия понимают, что на самом деле главный риск, с которым они сталкиваются, заключается в том, что ими делается слишком мало и слишком поздно. Внедрение революционных подходов позволяет предприятиям добиться максимальной выгоды от прорыва, регулируя склонность к риску и повышая толерантность к неудачам.

8. К 2027 году модели платформ социальных сетей начнут сдвигаться от «клиента в качестве продукта» в сторону «платформы в качестве клиента» – к децентрализованной личности пользователей, продаваемой через рынки данных. Нынешняя парадигма, при которой пользователям приходится многократно подтверждать свою личность в онлайн-сервисах, вызывает вопросы с точки зрения эффективности, масштабируемости и безопасности. Web3 позволяет внедрять новые децентрализованные стандарты идентификации, которые обладают рядом серьезных преимуществ – усиливается контроль над данными, которыми делятся пользователи, исключается необходимость повторной проверки подлинности в разных службах, поддерживаются общие службы аутентификации.

9. К 2025 году устранение рядом организаций задокументированных гендерных различий в оплате труда приведет к уменьшению дискриминации женщин на 30%, что должно способствовать снижению кадрового дефицита.

Опросы Gartner неизменно показывают, что уровень компенсации является главным фактором привлечения и удержания талантов, однако только 34% сотрудников считают, что их заработная плата справедлива. Общепринятой методологии оценки равенства в оплате труда не существует, что ставит перед организациями задачу выявления и учета гендерных различий при расчете зарплаты. Формируется зарождающийся рынок программных средств, предназначенных для оценки справедливости оплаты труда, а поставщики предоставляют дополнительные способы анализа и моделирования данных, связанных со справедливой оплатой.

10. К 2025 году треть удачных инвестиционых решений будет основываться не на рентабельности инвестиций, а на таких показателях, как благополучие сотрудников, их эмоциональное выгорание и удовлетворенность брендом. Инвестиции в благополучие сотрудников и обслуживание клиентов начнут приносить прямую финансовую отдачу за счет роста выручки и снижения затрат. Еще более значительное влияние они оказывают на ценность бренда и репутацию компании, а также на привлечение и удержание сотрудников и клиентов. Такие показатели с трудом поддаются количественной оценке с точки зрения краткосрочных финансовых выгод, но влияют на долгосрочные финансовые результаты, определяющие стоимость предприятия.

Использование традиционных моделей ROI при принятии инвестиционных решений может снизить или полностью нивелировать нефинансовые преимущества. По мнению аналитиков Gartner, организации, которые используют более широкие подходы к оценке, начнут переключать свое инвестиционное внимание на долгосрочный рост, прорывные инициативы и инновации.

Теги: Gartner