Особенность нынешнего кризиса — в обилии данных и компаний, готовых ими открыто делиться. Вопросы удаленной работы, которая стала одной из сквозных тем онлайн-форума SAP Now, обсуждаются не умозрительно, а на основе собранных данных. Масштаб явления, его восприятие сотрудниками, эффективность работы из дома и доля тех, кто не желает возвращаться в офис, представлены в результатах исследований SAP Qualtrics и портала «Работа.ру». В сочетании друг с другом эти исследования дают достаточно полную картину происходящего на рынке, что подтверждается и представителями других компаний, выступивших на форуме.
Интернет бизнес-творящий
Многие годы компании инвестировали в серверные мощности, масштабируемость и надежность сетевой инфраструктуры. Теперь количество переходит в качество, позволяя сделать то, что еще несколько лет назад казалось невозможным — в считанные дни перевести бизнес на удаленный режим работы.
«Все мы ощутили необходимость иметь не просто модель удаленной работы и обучения, а налаженную инфраструктуру, удобные каналы коммуникаций, облачные сервисы, осознали важность дистанционной поддержки пользователей», — отметила Наталья Галян, генеральный директор Intel в России. По ее словам, большинство партнеров корпорации сумели достаточно быстро организовать удаленную работу из дома.
«Мы получили очень мощный пинок для цифровой трансформации», — подтвердил Андрей Кузяев, президент компании «ЭР-Телеком Холдинг». Перевод половины сотрудников на удаленную работу, который планировалось осуществить в течение двух лет, в компании выполнили за неделю.
В одночасье домашний Интернет из варианта проведения досуга стал способом заработать на кусок хлеба, средством управления здоровьем и обучения. До кризиса лишь 3% B2C-клиентов «ЭР-Телеком Холдинг» использовали Интернет для работы, а сейчас их уже 65%. Сегодня, если у вас нет качественного Интернета, то есть проблемы с работой, констатировал Кузяев. «Мы видим в пять раз больше обращений к облачным решениям '1С' из домохозяйств, чем из офисов», — сообщил он.
От отрицания к принятию
За последний месяц количество компаний, которые перевели на «удаленку» всех сотрудников, выросло с 3 до 14%, доля тех, кто перевел на дистанционную работу часть подразделений, увеличилась с 7 до 15%. Тех, кто не стал менять режим работы, стало заметно меньше — 31% в апреле против 85% в марте. Доля тех, кто оставил это решение на усмотрение сотрудников, сохранилась на уровне 5%. Самый тревожный показатель — появление 35% компаний, которые отправили свои коллективы на больничный или в отпуск. Таковы результаты опросов «Работа.ру», проведенных в марте и апреле 2020 года и охвативших более 4 тыс. респондентов, которые представляют экономически активное население по всей России.
Дополняет картину исследование SAP, выполненное на основе бесплатного инструмента Qualtrics Remote Work Pulse с выборкой 1,5 тыс. человек (преимущественно жителей больших городов) и еженедельными срезами. Около 64% респондентов, обычно работавших в офисе, теперь работают из дома, 7% остались работать в офисе, остальные и раньше работали дистанционно полностью или частично.
Тревожатся по этому поводу примерно 45%, больше половины чувствуют себя от нормально и даже отлично. «Но если бы Россия была корпорацией, я бы запереживал, — отметил Александр Маслюк, эксперт по HR-трансформации SAP CIS. — Когда 40% сотрудников чувствуют тревогу, надо что-то делать с коммуникацией».
На первом месте стоит страх потерять работу 33%, снижения зарплаты опасаются 28% опрошенных и 19% боятся заразиться вирусом. Самое часто встречающееся в обсуждениях ситуации слово — неопределенность. В последнюю неделю марта превалировали эмоции, связанные с паникой и страхом, затем их сменило беспокойство за здоровье и семью, на третьей неделе — тревоги за последствия кризиса для бизнеса — банкротства, сокращения, а спустя месяц люди стали думать о будущем, обсуждая меняющиеся бизнес-процессы и риски. По мнению Юлии Саниной, директора по персоналу и организационному развитию «Работа.ру», эта динамика очень похожа на цикл принятия неизбежного (от отрицания и гнева через депрессию и торг к принятию). Теперь люди готовы действовать, исходя из текущих условий.
Этот бизнес в огне
Самая тревожная категория опрошенных — руководители среднего звена, причем показатели стресса в этой категории остаются неизменно высокими в течение всего месяца. По мнению Саниной, это связано с тем что они несут ответственность за большинство решений и процессов в компаниях, но в отличие от топ-менеджмента не видят картину целиком и стратегическую перспективу, а также служат буфером между руководителями и сотрудниками по операционным вопросам.
Острее всего чувствуют тревогу HR и продавцы. HR приходится реализовывать оптимизационные мероприятия и малоприятные антикризисные решения руководства. А коммерческие отделения наиболее остро ощущают спад деловой активности, так как получают информацию напрямую от клиентов из самых разных отраслей и ориентируются на их прогнозы, обладая аналитикой «на кончиках пальцев». Многие компании пересматривают договоры со своими поставщиками и снижают стоимость контрактов, поэтому настроение в отделах продаж ухудшилось.
Любопытно, что лучше всех чувствуют себя финансисты и айтишники, которые на фоне остальных спокойны «как слоны», отметил Маслюк.
Разумеется, повышенную тревожность проявляют непродуктовая розница, гостиничный, ресторанный и туристический бизнес, имеющие меньше всего поводов для оптимизма. В нефтегазовой отрасли, где есть свои поводы поволноваться, индекс тревожности в течение месяца прыгал от 30 до 60% в зависимости от цены на нефть.
Размер тоже имеет значение. Глобальные корпорации и крупные компании чувствуют себя неплохо и даже начинают новые проекты, а вот индивидуальным предпринимателям и самозанятым приходится труднее всего. Если крупные промышленные компании легко перешли на «удаленку», то происходящее в малом и среднем бизнесе — трагедия, отметил Кузяев. В середине апреля только в четверти их офисов хотя бы один раз были люди, сейчас доля посещаемых офисов выросла до 70%, тем не менее 30% предпринимателей, находящихся в растерянности— это очень высокий показатель, полагает он.
Топ на связи и эффективность
Основные способы коммуникации руководства с удаленными сотрудниками — рассылка сообщений по электронной почте и общий чат в мессенджере. Четверть опрошенных порталом «Работа.ру» регулярно встречаются с начальством онлайн. Однако 26% респондентов сообщили, что руководители вообще не комментируют ситуацию после перевода на «удаленку». Это самое страшное, что может произойти в данной ситуации, считает Санина.
Заметно снизившиеся к середине апреля индексы информированности, доверия высшему руководству и поддержки руководителя, отслеживаемые SAP Qualtrics, успели вернутся на прежний уровень. Люди адаптировались к ситуации и научились жить в новых условиях.
Похожую динамику показали и индексы удовлетворенности ИТ-поддержкой. Наладив дома сначала необходимый для работы минимум, через некоторое время люди ощутили нехватку внешних мониторов, принтеров, сканеров. Многие заскучали даже по офисным креслам. Главными препятствиями для эффективной работы названы неудобное рабочее место (25%) и невозможность остаться одному чтобы поработать в семье с детьми (17%). Примечательно, что количество тех, кто дома отвлекается на семью и быт, и тех, кому это не мешает, примерно одинаково.
Большая часть респондентов отметили, что на их эффективности положительно сказывается отсутствие необходимости тратить время на дорогу, возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и распределять задачи. 60% опрошенных «Работа.ру» ответили, что удаленная работа не повлияла на эффективность выполнения рабочих задач, 31% считают, что эффективность снизилась, а 9% утверждают, что даже выросла.
Снизился процент тех, кто хотел бы получать информацию о Covid-19 чаще чем раз в неделю — люди несколько устали от тревог и общения на эту тему. Зато вопрос, как изменятся дедлайны, интересует всех. Самая востребованная удаленными сотрудниками информация: как повлияют изменения на сроки выполнения работ, как теперь отслеживать изменения приоритетов в команде, изменения процессов и процедур в компании.
Возврата не будет
В российском бизнесе произошли принципиальные изменения: 30-40% сотрудников уже никогда не вернутся в офисы во вчерашнем понимании этого слова, уверен Кузяев. Точно такой же прогноз дает Санина. «Когда все закончится, 30-40% персонала изменят режим работы», — предполагает она. Работать из дома сложно, тем не менее люди хотят иметь такую возможность, и это желание работодателям не стоит игнорировать.
Если сейчас работать удаленно 7 тыс. сотрудников «ЭР-Телеком Холдинг» заставила жизнь, то 35% из них готовы продолжать так работать и дальше по собственной воле, без какого либо дополнительного обучения. По оценке Кузяева, это дает огромные возможности для повышения эффективности бизнеса за счет экономии административно-хозяйственных расходов. Кроме того, расширяется география привлечения квалифицированных сотрудников, которых компании с главным офисом в Перми остро не хватает.
По данным SAP, не хотят возвращаться в офис после окончания карантина 22% опрошенных, но более 50% все же не терпится вернуться к привычному режиму.
Опрос сотрудников портала «Работа.ру», а это в основном ИТ-специалисты, показал, что при наличии выбора 62% из них предпочли бы чередовать офисную и удаленную работу. «Чем дольше мы будем оставаться в этом режиме работы, тем выше будет этот показатель», — полагает Санина. Лишь 10% по возможности остановились бы на полностью удаленной работе.