Вестник цифровой трансформации

Центробанк хочет, чтобы банки собирали биометрические данные своих клиентов
Центробанк хочет, чтобы банки собирали биометрические данные своих клиентов




19:03 12.09.2017  |  4366 просмотров



ЦБ РФ разработал законопроект, который в случае принятия обяжет все банки собирать биометрические данные россиян – изображения лица и образцы голоса (так называемые голосовые слепки). Для этого в отделениях банков во всех регионах присутствия будет установлено специальное оборудование, с помощью которого на каждого клиента будет заводиться своеобразная электронная «карточка» с изображением лица и голосовым слепком.

Собранные биометрические данные граждан будут поступать в единую биометрическую систему, которая в свою очередь будет интегрирована с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), созданной в рамках исполнения закона о госуслугах. То есть клиенты банков, сдающие биометрические параметры, должны быть также зарегистрированы на портале госуслуг.

Как отмечают эксперты «Церих Кэпитал Менеджмент», после привязки биометрической «карточки» к персональным данным гражданина в ЕСИА появляется возможность удаленно идентифицировать клиента по изображению лица и голосу с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона или камеры, установленной в банкомате. Дистанционно подтвердив свою личность, гражданин сможет совершать юридически значимые действия без предъявления паспорта или иных удостоверяющих документов – например, стать клиентом любого банка без необходимости явки в офис или же получать, помимо банковских, государственные и иные услуги.

В Центробанке рассчитывают, что уже к марту 2018 года у банков появится возможность удаленно идентифицировать как существующих, так и новых клиентов. Однако для этого нужно успеть принять разработанный законопроект во время осенней сессии парламента, а также внести ряд поправок в законодательство. В частности, положения Федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не позволяют сегодня идентифицировать клиента дистанционно.

Предлагаемые новации позволят максимально упростить процесс совершения любых банковских операций. Авторы законопроекта в первую очередь акцентируют внимание на тех преимуществах, которые получат клиенты банков – возможность открывать счета в любых банках без посещения офиса, оплачивать покупки и услуги, пополнять счета, переводить деньги, брать кредиты. Также весьма важно, что новый механизм повысит защиту от мошенников, поскольку подделать персональные биометрические данные, по уверениям разработчиков программного обеспечения, невозможно.

У банков свой интерес к внедрению новой технологии. В первую очередь удаленная идентификация с помощью биометрии сократит нагрузку на отделения, что позволит банкам провести оптимизацию собственной филиальной сети и снизить расходы на ее обслуживание. Кроме того, упростится процесс получения банковских услуг, а сами они будут обходиться дешевле.

Вместе с тем повсеместное внедрение биометрии перекроит рынок розничных банковских услуг: если клиенту станет проще переходить из банка в банк, а значит, конкуренция между кредитными организациями усилится. В таких условиях единственным способом удержать клиента станет высокое качество сервиса, набор услуг и их цена.

Однако остается ряд вопросов, связанных с хранением персональных данных, а также стоимостью новой услуги и результативностью ее применения. К примеру, эффективная защита информации является актуальной для любой базы данных. Сегодня по фамилии можно в интернете узнать адрес человека и номер его телефона. Причем эта проблема не является сугубо российской, что подтверждают регулярные сообщения об утечках персональных данных клиентов ведущих мировых банков и платежных систем. Чем больше информации хотят получить банки от своих клиентов, тем надежнее должны быть защита от посягательств злоумышленников.

Установка и обслуживание оборудования для сбора биометрических данных станет для банков дополнительной статьей расходов. Можно не сомневаться, что эти расходы они традиционно перенесут на клиентов. Причем, тарифы вырастут для всех – и для тех, кто согласится, и для тех, кто откажется проходить биометрическую процедуру.

Наконец, об упрощении процесса получения банковских услуг. Нет сомнения в том, что с помощью биометрической идентификации клиент сможет открыть счет в банке – поскольку в этом случае он отдает банку свои деньги. Но будет ли достаточно удаленной идентификации для получения ипотечного кредита?

Теги: Автоматизация предприятий Биометрия Финансы, страхование

На ту же тему: