ИТ-директора тратят немало времени и ресурсов на проекты, связанные с системами аналитической обработки информации по продажам и других стандартных бизнес-данных. При этом для руководителей создаются информационные панели, отображающие показатели результативности компании и помогающие строить прогнозы на будущее.
Такие системы приносят немалую пользу бизнесу, но на самом деле открывающиеся благодаря им возможности – это лишь верхушка айсберга, малая часть того, что можно сделать с доступными организации данными, уверен Кришна Натан, ИТ-директор компании S&P Global (ранее McGraw Hill Financial), занимающейся ведением кредитных рейтингов, а также предоставляющей консалтинговые и аналитические услуги для фондового рынка. Под руководством Натана спроектирована и внедрена новая общекорпоративная система обработки данных, претворяется в жизнь стратегия, направленная на ускорение роста бизнеса и создание новых предложений для заказчиков.
В некоторых компаниях сегодня начинают собирать дополнительные данные – их называют альтернативными, нетрадиционными или ортогональными. Пока что это новое направление, но ИТ-директорам стоит знакомиться с соответствующими технологиями уже сегодня. Ведь совсем скоро альтернативные данные станут обязательным инструментом многих компаний.
Однако не спешите нанимать на работу очередных дорогостоящих специалистов. Давайте разберемся, о чем, собственно, идет речь.
Что такое «альтернативные данные»
Натан дает такое определение альтернативных данных: это данные, которые поступают из нетрадиционных источников, и их анализ позволяет извлечь полезные сведения в дополнение к тем, что вы получаете обычным образом.
Допустим, у вас торговая сеть и вы намерены открыть новый магазин в другом городе. Обычно подобное решение основывается на результативности ваших магазинов в конкретном городе и других мегаполисах.
Источником альтернативных данных в этом случае могут стать снимки парковок при супермаркетах, сделанные в течение нескольких месяцев, – уровни заполняемости стоянок можно коррелировать с объемами продаж. А еще можно собирать информацию о пешеходном движении в том районе, где вы планируете открыть новый магазин. Объединив полученные сведения, вы можете узнать что-то новое, что поможет вам в вашем бизнесе.
Поскольку S&P Global в числе прочего поставляет аналитические услуги для товарных бирж, ИТ-директору приходится постоянно думать, как с помощью альтернативных источников данных предложить заказчикам дополнительные сведения, как объединять различные сведения, чтобы дать клиентам информацию, которую бы они больше нигде получить не смогли.
Скажем, у S&P Global есть сведения о том, что нефтеперерабатывающий завод в Роттердаме может производить 100 тыс. баррелей нефтепродуктов в день. Но из-за дефицита поставок перерабатывает примерно 70 тыс. баррелей, то есть доступны свободные мощности еще на 30 тыс.
Что произойдет после того, как в порт вошел нефтяной танкер с 30 тыс. баррелей? «Если наш отчет о доступной мощности завода – недельной давности, то мы не будем знать, что только что произошла разгрузка нефти, – поясняет Натан. – То есть традиционные данные устарели. Здесь как раз пригодится такой источник альтернативных данных, как спутниковая съемка. Если проанализируем снимки со спутника наряду с другими источниками, то получим более точную картину запасов и производства почти в реальном времени».
Как ИТ-директорам подготовиться к тому, что использование альтернативных данных станет нормой?
Альтернативные данные и ИТ-директор
Даже если у вас нет готовых сценариев применения, начинайте знакомиться с новыми технологиями. Займитесь планированием систем, которые позволят комбинировать множество источников данных для анализа. Научитесь управлять цепочкой доставки данных, защищать ее, учитывать права использования. И нанимайте необходимый персонал – нужны опытные ученые по данным, умеющие анализировать их и извлекать полезную информацию.
Для быстрого запуска проекта в области альтернативных данных можно воспользоваться уже готовым решением. Так в S&P Global поступили в прошлом году, когда Platts, дочернее предприятие компании, приобрело cFlow – инструментарий для интерпретации спутниковой съемки. CFlow предлагает средства наглядного представления данных, позволяющие следить за изменениями торговых потоков по маршрутам следования судов, а также предоставляет сведения об объеме и характере груза танкеров.
Нужно убеждать руководство компании в том, что уже пришло время инвестировать в альтернативные данные – в покупку имеющихся решений или создание собственных. Какие-то из ваших проектов в области альтернативных данных принесут плоды, но многие не сработают. Ну а если повезет и альтернативные данные принесут действительно ценные сведения, пользуйтесь этим, чтобы получать средства на новые проекты.
– Martha Heller. What is 'alternative data' and how can you use it? CIO. JAN 3, 2017