Вступив в цифровые 20-е годы XXI века, предприятия все чаще рассматривают возможность внедрения нового поколения совместно используемых и компонуемых облачных технологий ERP (enterprise resource planning). Это подкрепляется нескончаемой пандемией, ненадежными цепочками поставок, кочующей рабочей силой и другими факторами.
Опрос 1675 руководителей ИТ-служб, организованный Boomi, показал, что подавляющее большинство организаций (94%) используют стратегию ERP нового поколения, которая предусматривает преодоление ограничений унаследованных приложений и модернизацию бизнеса за счет перехода на облачные платформы и профессиональную аналитику, включающую элементы искусственного интеллекта.
По прогнозам Gartner, к 2023 году 65% организаций уже внедрят у себя ERP-приложения, имеющие один или несколько из так называемых «отличительных признаков четвертой эры» информационных систем. К ним относятся искусственный интеллект, архитектура, ориентированная на данные, системы, которые можно использовать в готовом виде, функции, дополняющие решения, средства поддержки разработчиков и технологии, ориентированные на клиента.
«Проблемы последних двух лет склоняют чашу весов в сторону более быстрого внедрения ERP-систем следующего поколения, – отмечается в отчете Boston Consulting Group. – Использовать традиционную систему ERP для управления ожидаемым ростом электронной коммерции и удовлетворения потребностей в гибкости и быстроте будет практически невозможно. Наметилась тенденция к поддержке финансовых, снабженческих и кадровых функций передовыми средствами автоматизации, в которых ставка делается на сокращение числа сотрудников с одновременным повышением уровня их квалификации и на использование работников, решающих возложенные на них задачи из дома».
Перечислим три области, в которых традиционные ERP-системы сегодня терпят неудачу, а также потребности, испытываемые современными предприятиями.
Гибридная рабочая сила
Если какие-то сомнения в отношении перехода на облачную ERP-систему ранее и возникали, то с началом кризиса COVID они были отброшены, и корпоративные рабочие места распределились по бесчисленным домашним офисам. Локальная ERP оказалась не такой масштабируемой, как все думали. И сегодня наблюдается переход к облачным системам, с помощью которых сотрудники решают кадровые, финансовые и бухгалтерские задачи в удаленном режиме.
Недавний опрос Pew Research Center показал, что каждые шесть из десяти работников в США, утверждающих, что их задачи в основном можно решать из дома, трудятся на дому постоянно или большую часть своего времени. По сравнению с 23% «удаленщиков», которые мы наблюдали до пандемии, перемены видны невооруженным глазом.
Согласно опросу Upwork, доля тех, кто занимается фрилансом на постоянной основе, находится на рекордно высоком уровне и составляет 36% от общей численности работников. Большинство из них (53%) предоставляют квалифицированные услуги разработки ПО, маркетинга, ИТ- и бизнес-консалтинга. Годом ранее их доля составляла 50%. Кадровый компонент ERP-систем должен учитывать быстроту найма, непредсказуемость рабочего графика и текучесть кадров. Все больше организаций ищут персонал за рубежом, что наряду с другими факторами заставляет гибко реагировать на новые правила обязательной отчетности, налогообложения и льгот.
Аналитика
Недавние события выявили относительно слабые возможности традиционных систем ERP в части составления отчетов. Предприятия хотят постоянно иметь данные под рукой и принимать решения очень быстро; готовые отчеты ERP-систем многим не подходят. И теперь они прорабатывают функции отчетов, информационных панелей и ключевых показателей эффективности (KPI) в самом начале, на этапе проектирования и выстраивания системы, вместо того чтобы наращивать соответствующие возможности с течением времени.
По словам аналитиков Boston Consulting Group, ERP-платформы следующего поколения обеспечивают компаниям прозрачность в реальном времени в части продаж, запасов, производства и финансовых показателей. Мощная аналитика, основанная на данных, позволяет принимать более гибкие решения, корректируя параметры цепочек поставок для повышения устойчивости. Надежные средства электронной коммерции помогают компаниям лучше взаимодействовать с онлайн-клиентами как при подготовке продаж, так и после их совершения. А минималистичное ядро ERP и облачный подход помогают ускорить развертывание.
Цепочки поставок
Беспрецедентные и непрекращающиеся сбои в цепочках поставок создают потребность в усилении наглядности, повышении предсказуемости сроков выполнения заказов, поиске альтернативных источников поставок и ускорении реагирования на сбои.
Опрос, проведенный FiveTran и Dimensional Data, показал, что 86% руководителей хотят обращаться к данным через свои системы ERP в режиме реального времени. Но только 23% респондентов заявили, что их нынешние ERP-системы поддерживают такую возможность, а 99% не могут получить доступ к необходимой им информации.
До пандемии компании были сосредоточены на оптимизации цепочек поставок и извлечении максимума эффективности из современных решений. Такой подход базировался на предположении о том, что поставщики могут придерживаться заранее определенных контрактами графиков, тесно интегрированных с ERP-системами. Однако предположения эти оказались неверны.