Вестник цифровой трансформации

IAS Digital: помощь импортозамещению в финансовом секторе
IAS Digital: помощь импортозамещению в финансовом секторе

Татьяна Мошкина: «Особенность финансовой отрасли в том, что банки – это институты, в основе которых лежат данные. Наша задача – обеспечить качество, скорость обработки данных»


18:03 27.02.2023  |  Николай Смирнов | 3486 просмотров



Татьяна Мошкина, управляющий партнер IAS Digital, – о создании импортозамещающего решения, призванного помочь развитию российской финансовой отрасли.

На данный момент большинство банков работают преимущественно на зарубежных решениях. Перейти на российское ПО – задача непростая, но рано или поздно ее придется решать. Минимизировать возникающие проблемы призвано отраслевое решение на платформе «1С», разработанное IAS Digital. Татьяна Мошкина, управляющий партнер IAS Digital и номинант на премию Data Award, рассказывает о предпосылках создания системы и ее первых шагах на рынке.

- Каковы сейчас потребности банков? Какие у них головные боли?

Основной вызов в банках в 2022 году – это импортозамещение и переход на отечественный софт. Не секрет, что до недавнего времени базы данных и программное обеспечение банков были основаны на иностранных платформах, вендоры которых перестали оказывать поддержку российским компаниям в прошлом году. В программы цифровизации в банках начали включать задачи по поиску и внедрению отечественных аналогов банковских решений. Если посмотреть на российскую специфику, то банки ушли далеко вперед относительно других отраслей по части цифровизации: это решения по роботизации бизнес-процессов, технологии Process Mining, технологии умного клиентского сервиса в виде мессенджеров, чат-ботов, диалоговых интерфейсов, цифровых помощников. Клиентоцентричность банковских команд – главный приоритет, это и позволяет им быстро выводить новые продукты на рынок.

Несмотря на падение российской экономики и ВВП, банковский сектор в 2022 году получил прибыль – 203 млрд руб., а объем банковских кредитов корпоративному сектору вырос на 14%. Банковский сегмент растет, при этом ИТ-инструменты должны позволять гибко адаптировать банковские бизнес-процессы к внешнему контексту, когда меняются экономическая ситуация, платежные системы, страны сотрудничества, законодательство. В этих условиях банкам особенно важно реализовывать программы цифровой трансформации учитывая импортозамещение.

- Что собой представляет созданное вами решение?

Это автоматизированная банковская система на платформе «1С». Для банковской отрасли эта платформа не так популярна – в основном банки если и использовали «1С», то для учета административно-хозяйственной деятельности. Мы же автоматизировали основные операции банка, то есть банковский день.

До недавнего времени в банковском сегменте подобное решение отсутствовало, в том числе по причине особенностей производительности систем на платформе «1С». Однако несколько лет назад пазл, наконец, сложился. По мере выпуска отраслевых решений для финансовой отрасли нам удалось консолидировать единое решение для банков. Кроме этого, платформа развивается самим вендором, что позволяет использовать решение как высоконагруженную систему с большим количеством и скоростью обработки операций.

В автоматизированную банковскую систему на платформе «1С» вошли классические банковские блоки: кредитный модуль, модуль депозитов, РКО, ценные бумаги, факторинг, риски, внутрихозяйственный учет, клиентский блок, а также автоматическое формирование банковской отчетности.

- Что подвигло вас на создание системы?

После ухода SAP и Oracle из России и подписания указа, запрещающего использовать зарубежный софт в критической инфраструктуре, многие российские банки и другие компании финансового сектора оказались в невыгодном положении. Перейти на российское ПО быстро и недорого – задача для банков неординарная. По подсчетам аналитиков, 50% ERP-систем в России функционируют именно благодаря решениям SAP. Пока перспектив окончания санкционной войны нет, и альтернатив у финансового сектора не очень много. Банки могут использовать разные российские решения, но комплексных автоматизированных платформ, основанных на «1С», на рынке нет.

На данный момент большинство банковских систем работают преимущественно на импортном программном обеспечении. В частности, СУБД Oracle используют 80% банков, а PostgreSQL – 10%. Поэтому переход на отечественные аналоги для банков будет неизбежен, при этом банки будут сталкиваться с определенным количеством проблем, связанных с другой архитектурой, а следовательно – с иной логикой работы. Условия рыночной конкуренции выдвигают на первый план задачу использования современных отечественных технологий – с прогнозируемой стоимостью, технической поддержкой и наличием большого количества специалистов, способных провести миграцию и заниматься развитием решения.

- Какие задачи решал проект?

Основной целью проекта является повышение эффективности работы банков в условиях импортозамещения иностранного ПО. Использование отечественных технологий в банковском секторе позволит создавать добавочную стоимость – увеличение прибыли за счет сокращения затрат на поддержку и сопровождение. Использование современной архитектуры учетной системы обеспечит повышение прозрачности бизнес-процессов и оперативность предоставления аналитической информации.

Эти преимущества реализуются на фоне уменьшения затрат на интеграцию бизнес-процессов. В единой информационной системе банки могут вести все необходимые виды учета, а также ежедневно закрывать главную книгу и формировать отчетность.

- Какие принципы соблюдались при создании решения?

При его разработке мы руководствовались тем, что решение должно обладать полным функционалом и понятным интерфейсом, но при этом быть дешевле иностранных аналогов. Первый же наш клиент отметил, что персонал быстро адаптировался, а сам банк существенно оптимизировал затраты на поддержку ИТ-системы.

При этом мы понимали, что банковская отрасль регулируется Банком России, и коммерческий банк не может остановить свою деятельность для внедрения нового программного продукта. Даже часы простоя чреваты существенными убытками и потерей клиентов. Мы создавали решение таким образом, чтобы в дальнейшем можно было поэтапно интегрировать различные модули системы «АБС: Учет и управление в банках» в текущий контур автоматизации, не нарушая при этом основную работу банка.

Процесс разработки решения шел по методологии Agile стримами по одной-двум неделям совместно с представителями бизнес-подразделений, включая понедельное планирование всех процессов. Внедрение происходило помодульно. Команда проекта состояла из 1-2 специалистов со стороны банка по определенному функциональному блоку и 4-5 со стороны разработчика в разные этапы разработки и тестирования.

- Сколько времени и ресурсов потребовалось на реализацию проекта?

Мы начали разработку АБС пять лет назад, но не с нуля. У IAS Digital к этому моменту уже был богатый опыт автоматизации деятельности некредитных финансовых организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. На основе одного из решений, которое выпустили в еще 2017 году совместно с «1С», мы начали разработку автоматизированной банковской платформы. Тогда же у нас появился первый клиент, для которого и была реализована АБС, – «Первоуральскбанк».

- Как насчет имиджевых барьеров? Все-таки в понимании подавляющего большинства специалистов «1С» — это не про банки.

Так было до недавнего времени. Сейчас вообще происходит много необычного. Банки, наверное, – единственная отрасль, которая до прошлого года довольно редко использовала решения «1С».

Банк как субъект критической информационной инфраструктуры не может использовать ИТ-решения, которые могут заблокировать его деятельность даже на короткое время. Поэтому мы вывели АБС на рынок только тогда, когда поняли, что продукт поможет банкам работать без сбоев. Платформа «1С» по части производительности в последнее время сильно выросла и может составить конкуренцию иностранным решениям. Мы видим, что в банках и других финансовых организациях решения на этой платформе уверенно выдерживает нагрузку в миллионы транзакций в день.

- Работа банков неразрывно связана с анализом данных: анализ рисков, клиентская аналитика, подготовка маркетинговых кампаний и т.п. Какими средствами предполагается поддерживать эту работу?

В «1С» есть специализированное решение «1С:Аналитика», которое позволяет реализовать аналитику любой компании в виде дашбордов, графиков, отчетов. Кроме того, есть решение «1С:Маркетинг», которое не специализировано для банков, но зато широко используется на рынке. Основные затраты банка обычно связаны с внедрением, доработкой и сопровождением АБС, а остальные решения всегда можно интегрировать с основной системой. Решения на общей платформе позволяют разработать единый интерфейс, и тогда пользователь будет работать в системе без необходимости переключаться между разными приложениями, то есть с использованием бесшовной интеграции. Сама АБС встраивается в ИТ-инфраструктуру любого банка, текущие интеграции с другими программами всегда можно будет поддержать.

- Какие результаты достигнуты и ожидаются?

Первым клиентом стал «Первоуральскбанк» – небольшой коммерческий банк из города, который находится в Свердловской области на границе Европы и Азии и имеет население в 114 тыс. человек. Банк получил самую современную систему управления предприятием с банковским модулем и возможностью создавать большое количество управленческих отчетов с каскадированием данных. В решении автоматизирован расчет нормативов банка и составления отчетности для Банка России и ИФНС.

Благодаря решению АБС компании малого и среднего бизнеса Свердловской области, которые в основном и являются клиентами банка, продолжают получать услуги факторинга и кредитования, развиваются и стабилизируют кризисную экономику за счет предоставления рабочих мест и выплат налогов в местный бюджет. А с 2022 года все услуги банка доступны онлайн, и чтобы воспользоваться услугами банка, клиентам не обязательно ехать на Урал.

На текущий момент решение внедрено и успешно работает в нескольких региональных банках.

- Насколько это востребовано рынком?

Рабочие встречи с представителями банков в 2022 году показали, что многие банки хотят уйти от банковских автоматизированных систем, основанных на зарубежных разработках и использующих импортные СУБД. Они заинтересованы перейти на российское программное решение, которое бы обеспечило возможность ведения основных операций и одновременно ведение бухгалтерского и управленческого учета, а также удешевило бы стоимость сопровождения и владения банковским ПО. Таким образом, выявлена потребность рынка в комплексной автоматизации бизнес-процессов на базе единого решения, включая учет кредитов, депозитов, факторинговых и лизинговых операций с возможностью гибкого моделирования. Наше решение содержит функционал для управления продажами и банковскими сделками, казначейства и бюджетирования, а также формирования оперативной, управленческой и бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка России.

- Что вы со своей стороны делаете для того, чтобы банки, использующие ваше решение, становились data-driven?

Особенность финансовой отрасли в том, что банки – это институты, в основе которых лежат данные. Наша задача – обеспечить качество, скорость обработки данных. Чем выше производительность нашего решения, тем больше клиентов будет у банка.

- В чем роль проекта для развития рынка?

Кейс внедрения автоматизированной банковской системы на платформе «1С» показал, что она может активно внедряться в рамках импортозамещения в российских банках, помогая экономике справиться с последствиями кризиса, а миллионам людей получать современные банковские услуги. Автоматизированная банковская платформа – сложная разработка, на которую долгие годы на рынке никто не мог замахнуться. Тем не менее мы разработали решение. В итоге банки получают экономию финансовых затрат и независимость от иностранных вендоров.

- А каковы перспективы с финансовой точки зрения?

Вызовы 2022 года помогли нам вывести на рынок продукт, который в перспективе может захватить большую долю рынка. Рыночный сегмент внедрения – 327 банков, емкость рынка – 832,5 млн руб.

В целом же рынок ИТ-решений для российских банков составляет 514 млрд руб., а правительство планирует субсидировать переход банков на российское ПО. Это создает для нас потенциал роста и выхода практически в «голубой океан».

- В каком направлении будет развиваться платформа?

Мы будем работать над тем, чтобы наше решение внедрялось не только в сегменте небольших и средних банков, но и среди крупных банков. Для этого платформа «1С» должна формировать устойчивость при миллиарде транзакций в день, а мы как разработчик решения будем улучшать конфигурацию решения для его стабильной работы.

 

Теги: Импортозамещение Data Award

На ту же тему: