Вестник цифровой трансформации

Пять советов ИТ-директору по формированию команды
Пять советов ИТ-директору по формированию команды




Динамика становления команды определяет разницу между здоровой и деструктивной рабочей средой

16:37 13.01.2016  |  Энн Беднарц | Динамика становления команды определяет разницу между здоровой и деструктивной рабочей средой4666 просмотров



Пять основных советов, помогающих формировать командный дух, улучшать производственную культуру и стимулировать инновационное мышление.

Таланты в сфере ИТ трудно найти, но еще труднее удержать. И очень важно добиться того, чтобы даже само рабочее место казалось профессионалу в области информационных технологий привлекательным. Культура имеет первостепенное значение, а установка на дальнейшее развитие организации способствует тому, чтобы работники чувствовали себя удовлетворенными и демонстрировали более высокую производительность труда.

«В начале карьеры меня очень интересовала эта тема», — отметила ветеран ИТ-отрасли Джеки Барретта, занимающаяся ныне консультированием, написанием статей и проведением семинаров, помогающих командам внедрять инновации и повышать уровень своих достижений.

На протяжении 15 лет Барретта работала в ИТ-службе логистической компании Con-Way, из них шесть лет в качестве ее ИТ-директора. «Культура, формируемая ИТ-лидерами в Con-Way, была одной из наиболее важных составляющих их деятельности, такой же важной, как и все прочие технологические проекты, — вспоминает она. — Люди слышали о нашей культуре и понимали, что могут добиться впечатляющих результатов в плане не только технологических перспектив, но и командных достижений. Мы привлекали в свой лагерь незаурядных людей, а наши методы руководства помогали им раскрыться с наилучшей стороны».

Пять советов ИТ-директору по формированию команды

Когда ставка на эффективность процессов стала преобладать над культурой, Барретта решила покинуть ИТ-подразделение компании и идти дальше другим путем. Сегодня она является партнером-основателем Nura Group — консультационной группы, которая помогает клиентам повышать коллективную производительность труда. Среди ее клиентов много ИТ-служб. Некоторым из них нужна помощь в решении технических проблем, другим — организационных. В любом случае вопросам формирования команды здесь отводится очень важная роль.

Успех элитных команд невозможен без энергии, которой Барретта и помогает зарядить рабочую среду. Этому посвящена ее книга «Primal Teams» («Ведущие команды»).

Барретта учит компании раскрывать, а не подавлять эмоции своих сотрудников. ИТ-руководителям она дает пять основных советов, помогающих формировать командный дух, улучшать производственную культуру и стимулировать инновационное мышление.

1Давайте выход негативным эмоциям

«Зачастую мы стремимся создать спокойную и ровную обстановку, в которой люди будут делать то, что они должны делать, оставаясь наедине со своими мыслями и забывая об эмоциях, — отмечает Барретта. — Но одновременно в компаниях говорят о важности вовлечения сотрудников в общий процесс. А между тем командная работа одних без других невозможна. И нужно позволить людям быть на работе более эмоциональными».

Ведь именно эмоциями отличается группа, выполняющая возложенные на нее задачи с энтузиазмом, от команды, делающей это для проформы.

«Если меня действительно заботит то, что я делаю, если мне хочется сделать все хорошо и добиться нужного результата, рабочий процесс требует эмоций, — подчеркивает Барретта. — Мне приходится волноваться. Когда я чувствую, что что-то идет не так, и не получаю необходимых ресурсов, когда вижу, что кто-то препятствует нормальному ходу событий, у меня появляются негативные эмоции. Я ощущаю гнев и недовольство. А если эти проявления запрещены, мне приходится подавлять свои эмоции. Меня уже не так волнует все происходящее. Ну а затем я вообще перестаю принимать все близко к сердцу».

Впрочем, даже когда эмоции на работе приветствуются, это вовсе не означает, что все может выходить из-под контроля. В любом случае необходимо соблюдать определенные правила, а люди должны оставаться профессионалами. «Но возможность дать выход негативным эмоциям очень важна», — указывает Барретта.

2Внедряйте нововведения

Не откладывайте в долгий ящик нововведения, которые стимулируют людей и вызывают у них дополнительный приток энергии. Компании могут поручать работникам какие-то другие роли, например, перевести человека, не являющегося экспертом, в группу специалистов, тем самым открывая перед ним совершенно иные перспективы.

Мы привыкли к тому, что люди много лет работают на одном месте, и ждем, что они из года в год будут делать одно и то же, выполняя свою работу все лучше и лучше. В действительности же все происходит совсем иначе. Их творческий потенциал иссякает. Человеку требуется какая-то новизна, что-то другое.

3Немного юмора не повредит

Никто не в состоянии привить команде инновационное мышление в приказном порядке, но вы можете содействовать развитию у нее творческой жилки. Немного юмора в течение рабочего дня поможет людям снять напряжение и получить дополнительный заряд энергии. Все это должно происходить непринужденно, помогать немного отвлечь сотрудников от мыслей о работе, однако излишне злоупотреблять такими проявлениями тоже не стоит.

4Эффективность и ее критерии

Если вы действительно хотите, чтобы люди в полной мере проявляли свои творческие способности, научитесь правильно формулировать показатели эффективности. Когда в компании все подчинено неизменным критериям эффективности, сотрудники сосредоточены на достижении требуемых показателей давно известными старыми способами. Тот же, кто намерен стать по-настоящему квалифицированным специалистом в своей области, должен постоянно искать какие-то новые решения и творческие пути.

Люди должны стремиться к тому, чтобы стать лучшими в своей области, — это помогает им расширять кругозор. Они начинают искать какие-то новые, отличные от существующих способы, которые помогут им выполнять свою работу лучше.

5. Выстраивайте духовные связи между людьми

Сотрудники, ведущие день за днем совместную производственную деятельность, не хотят ограничиваться исключительно рабочими аспектами. Не следует забывать, что люди стремятся чувствовать связь с другими людьми, находящимися в непосредственной близости от них.

Есть такой прием. Пусть каждый член команды принесет пять-шесть фотографий, на которых изображено что-то значительное с его точки зрения: хобби, путешествия, семейный досуг. Фотографии объединяются в некую презентацию, которая демонстрируется всей команде. Инициативы такого рода оказывают потрясающее воздействие: коллеги раскрываются совсем с другой стороны. Сотрудники начинают видеть друг в друге людей, а не просто работников. И между ними возникают духовные связи.

В поисках нужной квалификации

У компаний, которым нужна помощь в построении команды, имеются и общие потребности.

Многие ИТ-группы замечают, что клиенты теперь предъявляют более высокие требования к технологиям. К другим распространенным трудностям относятся сложная регулируемая среда и большие объемы данных. Кроме того, руководители бизнеса всегда ждут от ИТ-службы большего. ИТ-директор и руководители ИТ-подразделений испытывают постоянное давление, связанное с необходимостью обеспечить более высокую гибкость бизнеса, внедрять инновации и повышать собственную ценность для предприятия.

Что еще общего? Недостаток квалифицированных менеджеров

«К сожалению, я вижу, что вокруг очень мало по-настоящему хороших ИТ-менеджеров, — признается Барретта. — Их действительно очень немного… Люди, хорошо подготовленные технически, оказываются не особенно хорошими менеджерами».

Знакомая ситуация в ИТ-сфере, где многие менеджеры продвигаются по службе благодаря своим успехам в технической части, даже если их навыки управления людьми оставляют желать лучшего.

Иногда это единственный способ подняться вверх по служебной лестнице, хотя идеальным его не назовешь. Со своей стороны, Барретта приветствует развитие технической карьеры и получение сотрудниками признания за свои технические навыки, без привязки к управленческой роли. «Когда я занимала должность ИТ-директора, у нас были отличные возможности для развития технической карьеры и люди могли расти, не становясь менеджерами, — отмечает она. — Но в большинстве организаций все обстоит не так, в результате там получаются менеджеры, не справляющиеся со своими обязанностями».

Непростая задача заключается в том, чтобы донести до клиентов мысль о необходимости учитывать ограниченность человеческих возможностей. Роль команд и стоящие перед ними задачи меняются, соответствующим образом должны меняться и требования, предъявляемые к менеджерам.

«Легко давать советы, когда вы понимаете, что человек в состоянии выполнять свою работу лучше, может меняться и готов к этому, — указывает Барретта. — Но если вам приходится иметь дело с людьми, не обладающими такими способностями, вести беседу с ними очень сложно. Приходится искать у них качества, которые побуждали бы их открывать в себе новые возможности».

- 5 Team-Building Tips for IT. Ann Bednarz. Network World. Jan 31, 2015

Теги: Управление ИТ Роль CIO, карьера Управление ИТ-персоналом

На ту же тему: