Вестник цифровой трансформации

Ускоренная помощь по-рязански
Ускоренная помощь по-рязански

Кирилл Поляков: «Если не получается менять что-то физически, то необходимо поменять организацию. Мы исходили из того, что подход, предполагающий зависимость количества экипажей от числа граждан, зарегистрированных по адресам, закрепленным за подстанциями, зачастую неэффективен: фактическое проживание не всегда соответствует месту регистрации».


12:58 18.02.2022 (обновлено: 11:17 16.06.2022)  |  Николай Смирнов | 1306 просмотров



Кирилл Поляков, руководитель департамента реализации проектов АНО «Цифровой регион» (Рязань), — об оптимизации размещения экипажей скорой помощи на основе анализа данных о вызовах.

Сократить время приезда скорой помощи на вызовы к больным — это самая важная задача для сферы экстренного здравоохранения. Сокращение времени даже на несколько минут, достигнутое при помощи анализа данных, становится дополнительной возможностью сохранить жизнь. Очевидно, что время реагирования скорой существенно зависит от того, как расположены точки базирования экипажей по отношению к основным районам, из которых приходят обращения.

В Рязани реализовали проект по оптимизации размещения экипажей скорой медицинской помощи для сокращения времени приезда на вызов. Он стал одним из победителей в конкурсе World AI&Data Challenge 2021 года. Результатами внедрения этого проекта стали оптимизация расположения подстанций, формирование расписания с указанием количества размещаемых экипажей и, как следствие, сокращение времени приезда экипажей на вызов. О выполнении проекта рассказывает Кирилл Поляков, руководитель департамента реализации проектов АНО «Цифровой регион» (Рязань) и лауреат премии Data Award 2022 .

— В чем заключалась проблема?

Пандемия 2020 года еще больше обострила ситуацию с нехваткой экипажей скорой помощи в Рязани. Если в условиях привычной сезонности станция еще справлялась с прогнозируемым количеством вызовов и соблюдала регламентные сроки, то после увеличения числа обращений в несколько раз это стало уже невозможным. При этом на существенное изменение в размещении самих подстанций или кратное увеличение количества бригад и автомобилей, конечно, рассчитывать не приходилось. Мы поняли, что надо искать решение в условиях имеющихся ограничений.

— Как решалась задача размещения экипажей скорой помощи до запуска цифровой платформы?

До того как началась разработка решения, размещение выполняли исходя из опыта руководства и основываясь на примерном количестве жителей в определенных районах (по данным переписей населения).

— Как родилась идея создать систему для оптимизации работы скорой?

Как известно, если не получается менять что-то физически, то необходимо поменять организацию. Мы исходили из того, что подход, предполагающий зависимость количества экипажей от числа граждан, зарегистрированных по адресам, закрепленным за подстанциями, зачастую неэффективен: фактическое проживание не всегда соответствует месту регистрации. Таким образом, мы решили, что, имея набор данных о фактических вызовах по различным адресам, можно создать гораздо более точную модель размещения экипажей, которая будет учитывать не прописанных граждан, а вероятность поступления вызова из конкретного района, причем с высокой точностью.

— Какие варианты решения этой задачи рассматривались? Или подача на конкурс World AI&Data Challenge была единственным вариантом?

Варианты всегда есть. Мы планировали решать задачу самостоятельно — например, договориться с региональным ИТ-вузом и дать им задачу на проработку или найти подрядчика и попробовать сформировать решение с ним. Но когда пришло предложение участвовать в конкурсе, организованном АСИ, мы поняли, что именно это — оптимальный способ. Во-первых, помимо того, что задачей занимались профессиональные разработчики, можно было выполнить экспертные оценки качества кода, эффективности решения и возможности его расширения. Конечно, оценить столько параметров самостоятельно нам было бы сложно. Поэтому конкурс стал для нас наилучшим выходом.

— Как была сформулирована задача для конкурса?

По требованиям конкурса, в задаче надо было обязательно указать имеющуюся проблему, критерии оценки качества решения и допущения. Поэтому задача была сформулирована следующим образом: по нанесенным на карту точкам вызовов скорой помощи (на основе имеющихся маршрутных листов) с помощью алгоритмов машинного обучения спроектировать оптимальную модель размещения и наполнения бригад в различных точках города, которая позволит максимально быстро и эффективно реагировать на вызовы в зависимости от складывающихся условий. При этом главным требованием было максимальное сокращение прогнозируемого времени ожидания приезда бригады.

— Какие данные использовались и откуда добывались?

Обезличенные данные были предоставлены коллегами со станции скорой помощи. Информация о поступивших вызовах включала маршрутный лист бригады (адрес, дата, время, тип жалобы), время приезда, принявшую подстанцию, а также лечебное учреждение, если помощь была оказана не на дому.

— Что в итоге представляет собой созданное решение?

Сейчас это веб-сервис, который позволяет загружать в установленном формате информацию о прошлых вызовах и формировать расписание для подстанций — количество экипажей, которое должно быть размещено по определенному адресу.

Скорая помощь

— Перечислите сильные стороны созданной платформы.

Это реально удобное и простое решение. Оно не требует специальных знаний и размещено в облаке. Подгрузка данных осуществляется в том же формате, в котором они выгружаются из системы скорой помощи. Интерфейс ведет пользователя по процессу, и, что немаловажно, реализована максимально эффективная «защита от дурака». Поначалу, когда мы только начали общаться с коллегами из скорой, они испугались и решили, что им навязывают очередную громоздкую и сложную систему. Но когда мы очно продемонстрировали, как работает решение, то они сказали, что с ним справится даже не слишком уверенный пользователь ПК.

— В чем заключалась самая большая проблема при запуске решения?

Конечно, в первую очередь проблема в людях. Благодаря политической поддержке АСИ проблем с запуском сервиса не было. Но убедить людей в том, что система не создает новые проблемы, а решает текущие, очень сложно. Существует некоторое недоверие к цифровым технологиям, искусственному интеллекту и т. д. Однако, когда коллеги увидели, что выводы, сделанные программой, в принципе соответствуют их предположениям и только больше их конкретизируют, они однозначно признали эффективность решения.

— Назовите основных пользователей системы.

Это руководство скорой помощи и Министерство здравоохранения.

— Что выяснилось в результате запуска решения?

После запуска подтвердилась гипотеза о том, что необходимы изменения в размещении экипажей. Скажем, в новый, активно застраивающийся район надо больше бригад, хотя люди там не регистрируются, предпочитая сохранять прописку в других районах — например, у родителей. Подтвердилось и предположение о том, что при размещении необходимо учитывать сезонность: весна и осень в «молодых» районах более критичны. Сейчас мы продолжаем работать и анализировать — может быть, получится выявить новые закономерности.

— Какие факторы теперь учитываются при размещении экипажей?

Самое главное — сейчас учитывается фактически поступившее количество вызовов, а не число жителей, прописанных в районе.

Коллеги из скорой помощи — довольно опытные специалисты, поэтому каких-то неожиданностей для них не было. А мы, например, узнали, что количество вызовов в праздники увеличивается. Еще интересно то, что зачастую в отдаленные районы скорая приезжает быстрее, чем в центр, — скорее всего, из-за пробок: иногда быстрее добраться до другого района, чем проехать пару кварталов.

— Какие достигнутые результаты вы можете отметить?

Сейчас идет тестирование решения: нам необходимо подготовить нормативные документы, провести апробацию в условиях, более-менее соответствующих тем, что были в эталонном периоде. Но с учетом того, что сокращение времени приезда даже на пару минут уже является огромной победой — спасенными человеческими жизнями, я думаю, что достижения будут очевидны всем.

— Есть ли возможность развития созданного решения? В каком направлении?

Конечно, такие возможности существуют. Например, можно обеспечить синхронизацию с базой вызовов в режиме реального времени. Следует доработать анализ маршрутных листов и донастроить маршрутизацию. Наконец, можно попробовать промоделировать распределение экипажей на большее количество подстанций по другим адресам, чтобы оценить эффективность такого решения.

Теги: АСИ Data Award


На ту же тему: