Компанией DIS Group разработана программа евангелизации подходов к управлению данными, которая включает в себя разработку и продвижение обучающих материалов по тематике, проведение бесплатных вебинаров, участие в форумах, написание руководств и книг, а также обучение профессионалов в авторизованном тренинг-центре. О подходах компании и своем видении роли подготовки специалистов по управлению данных в развитии рынка рассказывает Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group.
— Что включает разработанная DIS Group программа евангелизации?
Мы активно занимаемся внедрением и продвижением проектов по управлению данными и хорошо понимаем, что развитие этого направления, как и вообще развитие цифровизации, невозможно без правильных подходов. Цель программы евангелизации – помочь в выборе подхода. Мы стремимся показать, каким образом стоит подойти к решению задачи по управлению данными, ведь от этого напрямую зависит эффективность работы с данными. Если цель заключается в том, чтобы ускорить процессы обработки данных и работы с ними, научиться быстро определять их достоверность и уровень качества, то сама по себе установка программного обеспечения и выбор теоретического подхода ни к чему не приводят. Такой однобокий подход позволяет в лучшем случае описывать данные, и ничего более. Будет ли в этом заключаться экономия для заказчика? Конечно, нет – ведь ему всё так же сложно работать со своими собственными данными. А люди, которые эти данные должны получать, всё равно вынуждены искать их самостоятельно – то есть, по сути, заниматься не своей работой. Именно поэтому так важно объяснить, как начать работу с данными, как построить процесс, как выделить команду специалистов, оптимизировать временные и финансовые издержки, и тем самым наконец-то получить эффект от внедрения управления данными.
— Какие задачи она должна решить, почему это важно?
Основные задачи лежат в области построения подхода, как организационного, так и административного. Мы рассказываем, как нужно обрабатывать запросы на работу с данными, как построить процессы согласования, как должна быть построена работа CDO и его подразделения и на что стоит обратить внимание.
— Каковы вообще потребности рынка в специалистах по управлению данными?
Потребности рынка сейчас в этой области по-настоящему огромные. Это связано с тем, что роль CDO зачастую определена очень нечетко: где-то это просто человек, отвечающий за описание данных, а где-то он занимается цифровой трансформацией всего предприятия. Именно из-за этого на рынке есть некоторое недопонимание. Кого стоит брать на эту должность? Кто такой data steward? Каким образом построить работу? Поэтому рынок сейчас в этом плане, я бы сказал, несколько хаотичен.
В нашей программе как раз отражено, кто эти люди и какие у них должны быть функции. Кроме того, когда требования к этим специалистам приводятся к одному знаменателю, становится понятно, что три четверти людей, которые нужны в управлении данными, в этих организациях уже есть. А это значит, что ничего радикально нового придумывать не нужно – требуется только правильно выстроить процессы и организационную структуру.
— Какие направления охвачены тренинг-центром, какие из них пользуются наибольшим спросом?
Это авторизованный тренинг-центр, предлагающий сертифицированные курсы, связанные с решениями, которые наша компания представляет на рынке. Большой популярностью также пользуется новый, фактически первый методологический курс, связанный с управлением данными, и в ближайшее время будет еще курс подобного рода по управлению знаниями. Сейчас, естественно, основные запросы в тренинг-центр касаются обучения по управлению данными и инструментам для его реализации.
— Что уникального вы предлагаете вашим слушателям?
Как я уже говорил, основное наше предложение – это построение подхода на основе практических внедрений, которые уже были сделаны. Наша компания имеет более 10 внедрений по управлению данными, мы видели и хорошие примеры реализации, и не очень. Сначала мы предлагаем погрузиться в те проблемы, которые возникают в процессе создания структур по управлению данными. Следующий после этого шаг – переход к формированию подхода для того, который позволит эти проблемы обойти. Конечно, в каждой организации этот подход будет уникальным, но знакомство с общими положениями позволит слушателям правильно выбрать какие-то вещи, наиболее актуальные для организации своего собственного процесса.
— Какие достигнуты результаты? Что из этого вы считаете наиболее важным?
В 2021 году обучение в тренинг-центре прошли более 500 человек, из них свыше половины – по направлению Data Governance. Более 3 тыс. человек приняли участие в форумах и вебинарах.
Наша компания вкладывается в это направление уже несколько лет и даже без организации этого обучения занимается такой евангелизацией довольно давно. Мы рассказываем о своих подходах и на форумах, и персонально заказчикам, участвуем в написании книг и пособий. Самый яркий пример – это учебник по цифровой трансформации 4CIO, где есть и глава по управлению данными, и глава по управлению знаниями – специально для того, чтобы этим можно было пользоваться. Буквально на днях вышел навигатор РАНХиГС «Управление данными в госсекторе». Его цель – научить госслужащих выстраивать работу с данными, включая управление данными. Мы очень активно развиваем направление евангелизации. Многие компании, которые с нами работают, знают, что мы всегда это делаем, если у заказчика есть такая потребность.
— Как вы оцениваете вклад вашей программы в решение общей задачи формирования культуры и практики управления данными в России?
Умение эффективно выстраивать работу с данными является необходимым условием для цифровой трансформации как бизнеса, так и государственного сектора экономики и государства в целом. Повышение экспертности в области управления данными помогает справиться с дефицитом квалифицированных ИТ-кадров в области цифровой трансформации.
Я считаю, что в настоящий момент мы имеем один из наиболее мощных ресурсных центров. У нас по-настоящему мощные в плане методологической подготовки кадры и большое портфолио практических внедрений, которые не протяжении последних пяти лет формируют практику по управлению данными в России. Ранее то же самое было сделано для вопросов интеграции данных, качества управления нормативно-справочной информацией. А в сторону упрощения работы с данными с точки зрения как разработки, так и управления ими по всем направлениям мы последовательно идем все последние 17 лет – с момента создания компании.
— Каковы планы развития программы?
Программа постоянно совершенствуется в соответствии с тем, как меняются задачи у наших заказчиков и охват требований к блоку CDO. Конечно, свою лепту вносят и вендоры, с которыми мы работаем. Мы активно пользуемся теми методологиями, которые они привносят. Самое главное в этом процессе – не останавливаться, ведь каждое новое решение, которое мы предлагаем, развивает нас и меняет наше видение, иногда довольно серьезно.