Вестник цифровой трансформации

Data Governance все сильнее прорастает в бизнес
Data Governance все сильнее прорастает в бизнес

Светлана Бова: «Важно вовлечение бизнеса в управление данными напрямую, и с этой точки зрения большое значение имеет доверие к данным. Когда данными управляют сотрудники твоего подразделения, доверие к ним выше»


10:26 14.10.2022  |  Николай Смирнов | 3133 просмотров



Как согласились участники дискуссии в рамках форума, организованного DIS Group, запрос со стороны бизнеса на качественные данные порождает потребность в выстраивании процессов по управлению ими.

Большинство компаний привлекают для получения ценной информации всё новые источники данных, причем делают это предельно осознанно, имея перед собой четкую цель. В рамках дискуссии «Можно ли предвидеть непредвиденное?», состоявшейся на форуме «Данные – катализатор цифровизации», организованном DIS Group, участники обсудили расширение спектра данных, используемых для анализа, и подходы к управлению данными.

Заглянуть в расплавленную сталь

Как отметил Максим Феопентов, директор по развитию цифровых технологий «Евраз», данные используются каждый день для принятия оптимальных решений абсолютно всеми, и сталеплавильные производства – не исключение. Однако можно отметить, что типы привлекаемых данных становятся другими, зачастую принципиально новыми. Например, в «Евраз» стали анализировать не только видео, но и звуки производственных процессов.

«Мы развиваемся, пытаясь понять, что еще можно взять из процессов, помимо табличных данных. Хочется понять, что творится в глубине сталеплавильных агрегатов, именно это подвигает компанию проводить эксперименты даже с акустической диагностикой процессов», — подчеркнул Феопентов.

Максим Феопентов
Максим Феопентов: «Хочется понять, что творится в глубине сталеплавильных агрегатов, именно это подвигает компанию проводить эксперименты даже с акустической диагностикой процессов»

Финансовый сектор тоже ищет свой путь: рынок требует максимальной скорости. Модели предвидения ситуации и различных расчетов в зависимости от внешних факторов занимают большую часть работы банков. Данные проникают во все процессы, в том числе связанные с оценкой рисков и борьбой с мошенничеством.

«Мы большинство усилий концентрируем на способности предугадать потребность клиента и предложить ему максимально подходящий продукт. Данные для этого используются повсеместно, начиная с сегментации клиентов и выявления их моделей поведения на основе транзакционных данных и до анализа записей звонков в контакт-центр», — рассказала Светлана Бова, CDO ВТБ. Отдельное направление – метаданные, которым в ВТБ сейчас уделяется очень много времени и усилий, это крайне важная часть работы. Автоматизируется их сбор и интерпретация, что помогает как в ускорении процессов, так и в оптимизации отчетности.

«Можно разделить вопрос на две части: зачем нам данные и каким образом они используются», — считает Павел Шорохов, директор департамента по работе с данными сети «Магнит». По его словам, потребности в большинстве компаний одинаковы: data science, выверенная корпоративная отчетность, ad-hoc аналитика, системы лояльности и оптимизация логистики. А вот сценарии использования у многих уникальные. Например, «Магнит» ежедневно доставляет товары из 45 распределительных центров в 26 тыс. магазинов. Требуется отслеживать наличие каждого из товаров, оценить необходимый объем доставки, стимулировать продажи промоакциями. Главная цель при этом – увеличение доходности торговли и минимизация логистических издержек.

Доверие к данным и ответственность за них

Однако данные – это не только технологии, но также люди и процессы, они требуют взаимодействия между различными подразделениями. Новые задачи подталкивают компании к внутренним изменениям.

Как рассказал Феопентов, «Евразу» помогла концепция ‘гражданских’ (citizen) дата-сайентистов, находящихся в бизнес-подразделениях. Им предоставляется поддержка и обучение, а затем они работают в автономном режиме. Таким образом расширяется штат профессионалов, появляется возможность быстро проверять бизнес-гипотезы и в конечном итоге экономятся ресурсы. Сейчас в «Евразе» идет уже третья волна обучения таких экспертов.

«Вопрос, где брать кандидатов на обучение и что с ними потом делать – нужно понимать, где должно быть их место после получения новых компетенций», – признал Феопентов. По его словам, около 60% обучившихся применяют полученные знания на практике – это очень хороший результат, и позитивный эффект от такого подхода очень заметен.

Феопентов отметил растущую роль дата-партнеров – экспертов, аккумулирующих бизнес-потребности определенного блока. До сих пор это направление в «Евразе» не сильно развивалось: функция Data Governance до определенного времени не получала приоритета, однако сейчас она есть в целях компании и активно развивается. Запрос со стороны бизнеса на данные породил потребность в выстраивании процессов по управлению данными.

«Важно вовлечение бизнеса в управление данными напрямую, и с этой точки зрения большое значение имеет доверие к данным. Когда данными управляют сотрудники твоего подразделения, доверие к ним выше», — констатировала Бова. Именно поэтому такая распределенная система управления данными и признана в мире. Распространение Data Governance как ответственности за данные внутри бизнес-единиц набирает обороты, потому что доказывает свою эффективность.

Если говорить про ВТБ, то концепция Data Governance все сильнее прорастает в бизнес-подразделения. С точки зрения выстраивания ответственности по всей цепочке следования данных банк выходит за контур хранилищ и проникает на уровень фронт-офисных систем. Распределение ответственности за данные перешло в операционную модель, в жизнь сотрудников, а в будущем планируется оценивать влияние качества данных на процессы и их этапы.

Изменения в «Магните» начались пару лет назад, когда стало очевидно, что департаменту управления данными не хватает гибкости с точки зрения управления своими приоритетами и ресурсами; кроме того, оставляла желать лучшего скорость реакции на запросы бизнеса – требовалось сокращение сроков разработки систем.

Павел Шорохов
Павел Шорохов: «Естественно, бизнес-заказчикам не хочется подстраиваться под режим работы ИТ. Напротив, они предпочитают, чтобы ИТ-специалисты встраивались в их команды»

«Естественно, бизнес-заказчикам не хочется подстраиваться под режим работы ИТ. Напротив, они предпочитают, чтобы ИТ-специалисты встраивались в их команды. Пару лет назад у нас это не получалось из-за того, что подразделение было монолитным», — сказал Шорохов. Эта проблема была решена внедрением института дата-партнеров. Фактически это мини-CDO по направлениям бизнеса, находящиеся в общем офисе CDO. Для них главным показателем является удовлетворенность бизнеса, но при этом они участвуют в развитии данных в соответствии с общей стратегией.

«Нам это очень помогло: во-первых, мы стали работать гораздо быстрее, во-вторых, мы действительно стали партнерами бизнеса», — резюмировал Шорохов. Как следствие, в компании началась сервисно-продуктовая трансформация. Элементы корпоративной платформы данных разделились на продукты, у которых появились свои владельцы.

***

В последние годы в подходах компаний произошел огромный скачок: практически в каждой индустрии произошло слияние предметной области и технологий. Это позволило поставить технологии на службу бизнесу. Любая отрасль стала использовать результаты анализа данных – вплоть до сельского хозяйства, где пытаются предсказать будущий урожай и цены на зерно и на основе этого спланировать будущую посевную.

Кроме того, мы живем в такое время, когда компаниям постоянно требуются глобальные изменения. Например, пандемия потребовала от всех участников рынка перехода в электронную торговлю. Сейчас наблюдается фокус на цифровой суверенитет, и востребован переход с зарубежных решений на open source, а также российские и собственные разработки. Компаниям приходится быстрее реагировать на потребности бизнеса и правильно приоритезировать свои усилия.

Теги: Управление данными Качество данных DIS Group Директор по данным Data Governance Data Award

На ту же тему: