Все знают, как тяжело работать с крупными вендорами, для которых отдельная, даже самая крупная российская компания не является существенной частью рынка. К тому же у ИТ-систем жизненный цикл не такой большой, как у других активов компании, и в среднем составляет около пяти лет. Их можно планово заменять, постепенно формируя требования к новым продуктам. И отечественные производители наверняка будут более чутко, чем их зарубежные коллеги, прислушиваться к этим пожеланиям. Так получится формировать решения, необходимые предприятиям при следующей смене систем.
«Не надо суетиться с импортозамещением, оно может произойти естественным образом», – рекомендовал Олег Капитулов, директор департамента ИТ компании «Транснефть», на конференции «IT в ТЭК».
Незаменимых нет?
Главное преимущество «тяжелых» западных решений заключается в том, что единой платформой можно закрыть все потребности крупной компании. А значит, тогда имеет смысл внедрять эти продукты – например, альтернатив для SAP во многих отраслях нет. Если же внедряемый функционал относительно невелик, то преимущества SAP уже не столь очевидны: это дорогая во внедрении, сложная в эксплуатации платформа, а ее ежегодная поддержка обойдется в 22% стоимости лицензий. Зачем это нужно, если «1С» или собственная разработка может справиться с теми же самыми задачами? Проблема в том, что зачастую компании начинают заниматься тематикой SAP, не имея четких планов или просто отдавая дань моде.
«Я сам в прошлом консультант SAP, работаю с этой платформой с 1998 года. Анализируя опыт российских компаний, могу сказать, что большинство ограничиваются внедрением модулей финансов, контроллинга, материальных потоков, сбыта и на этом останавливаются», – говорит Капитулов. В итоге компании не получают ожидаемых преимуществ, но не в силах отказаться от системы, потому что на нее потрачено много времени и ресурсов. Однако в нынешних условиях – при объявленном курсе на импортозамещение, подтянувшихся по функционалу отечественных решениях и неприятном курсе валют – есть реальная возможность подумать, так ли уж незаменимы тяжелые зарубежные системы и насколько они отвечают потребностям бизнеса.
В «Транснефти» сложилась уникальная для компании такого масштаба ситуация: до 2013 года никаких крупных систем не существовало. Из корпоративных систем на предприятиях присутствовали лишь локальные инсталляции «Галактики», решавшие финансовые и складские задачи. Производственные задачи, связанные с перекачкой нефти и нефтепродуктов, автоматизированы не были, и руководство компании попыталось решить эту проблему.
«Задача планирования перекачки нефти довольно сложна, ее даже в SAP реализовать непросто. В мире не так много успешных внедрений. Возник вопрос: прибегать к помощи SAP как мирового лидера, имеющего опыт в этой области, или импортозамещаться, ориентируясь на отечественные продукты?» – вспоминает Капитулов. Примерно такое же положение с процессами техобслуживания и ремонтов оборудования (ТОРО), которые в «Транснефти» являются одними из основных. В объеме, необходимом нефтяным компаниям, его автоматизировать очень сложно. На 2012 год единственный пример реализации процессов ТОРО, и то с некоторыми оговорками, обнаружился лишь в Бразилии. Тем не менее лицензии SAP были приобретены, и компания начала проект, охвативший, помимо производства и ремонтов, финансы, склады, закупки, кадровые процессы и бизнес-аналитику. И если с «традиционными» модулями, по которым имеется огромный опыт внедрения, особых проблем не возникло, то наиболее рискованная часть проекта застопорилась.
«За два года потратили много средств на пилотный проект ТОРО. Я на протяжении месяца обсуждал функционал реализованного решения с бизнес-заказчиком и видел своими глазами, что люди не получили тот продукт, который им обещали», – признает Капитулов. Чуда не произошло: по большому счету, получилась заказная разработка, которая полного удовлетворения пользователям не принесла. И было понятно, что они должны будут сидеть до 10 вечера на работе, занося информацию в систему, а возможно – даже выходить на работу в выходные.
Требовалась удобная система паспортизации оборудования, которая помогла бы пользователям вносить данные так же легко, как в электронные таблицы. В SAP на просьбу об этом не откликнулись: ни один российский крупный заказчик не является для западных вендоров настолько большим, чтобы заставить их действовать в его интересах.
Игра платформ
«Мы часто говорим, что импортозамещение возможно далеко не везде. Я сам полагал, что в случае SAP в нефтегазовой отрасли это нереально. Но мы случайно нашли аналог того, что искали, – паспортизацию оборудования – в функционале «Галактики»», – говорит Капитулов. Оказалось, что за последние два года компания создала продукт «Галактика EAM» на базе разработки для «Роснефти». При этом отечественное решение по определению имеет ряд преимуществ: потребности и менталитет рабочих другие, а их образование в ряде случаев выше. То, чего от SAP дождаться не удалось, у «Галактики» оказалось наполовину готовым, и уже к концу лета будет дописан продукт, позволяющий реализовать задачи «Транснефти».
Сразу же стал актуальным вопрос, насколько реально интегрировать полученный продукт с существующими решениями SAP.
«Если будет бухгалтерия на SAP, а ремонты на «Галактике», возникнет более 2 тыс. интеграционных точек, следить за которыми очень сложно. Получится крайне дорогое решение. Вспомнив, что в 80% дочерних структур прежде уже использовались решения «Галактики», поняли, что при добавлении к ним функционала ремонтов получится полноценный российский продукт», – отмечает Капитулов. Именно поэтому у компании возникла идея все же ориентироваться на российского производителя.
Разумеется, у «Галактики» есть серьезный минус: ее пока невозможно сделать централизованной. Системы будут локальными и будут между собой синхронизироваться. Тем не менее идут тесты на различных СУБД, и через несколько лет вполне возможной станет централизованная инсталляция «Галактики» даже в очень крупных компаниях.
Первый этап функционала ТОРО планируется запустить в январе 2018 года, а более развернутая функциональность ожидается к 2019 году. Если эти наработки войдут в стандартный функционал, то многие крупные и средние компании начнут воспринимать «Галактику» как очень серьезного игрока и реальную альтернативу SAP.
Создание российского конкурента
«Разумеется, очень многое зависит от нас: крайне важно не «утопить» разработчиков на первом же этапе чрезмерными требованиями, не ставить перед ними невыполнимых задач. Иначе мы и свою задачу не решим, и сильного конкурента не построим», – считает Капитулов.
За последние годы в бизнес-сообществе возникает много предложений «объединиться и инвестировать в какого-либо разработчика», но дальше разговоров дело не идет. По большому счету, нужно, чтобы правительство взяло на себя инициативу, усадило за круглый стол крупные госкомпании, согласовало их планы и бюджеты, организовало сбор требований к ИТ-решениям и сбор средств на развитие российского производителя. Это должна быть крупная программа с соответствующими дотациями и налоговыми льготами. Тогда появится возможность плавно за несколько лет создать сильных игроков на российском рынке в каждой категории ПО и планово осуществить миграцию на новые продукты.
«Будучи ИТ-директором, я делал много проектов впервые в России и иногда даже впервые в мире. Должен сказать, что не боги горшки обжигают: даже у лидеров рынка новый продукт – сырой», – делится Капитулов. Успех проектов всегда зависел только от команды и активного взаимодействия с исполнителем. Это возможно только тогда, когда заказчик четко понимает, что ему нужно, имеет железную хватку и готовность добиваться от разработчиков результата. То же самое сейчас нужно при работе с российскими партнерами.