Вестник цифровой трансформации

Работа госорганов: цифровизация как требование
Работа госорганов: цифровизация как требование




11:34 31.03.2023  |  2987 просмотров



Согласно результатам исследования, опубликованным агентством «Полилог», в федеральных госорганах оцифровано более 70% госданных, а более 30% госслужащих вообще не сталкиваются с распечатанными документами. При этом основным стимулом цифровизации 74% госслужащих назвали новые требования законодательства.

Цифровые данные включают в себя много форматов: сканы, документы Excel, записи в реестрах и базах данных, электронные документы, подписанные цифровой подписью, и др. Агентство «Полилог» провело опрос государственных служащих с целью выяснить, какие цифровые форматы используются чаще всего, а что постепенно уходит в прошлое. В исследовании приняли участие 72 госслужащих из более 10 ведомств.

Объем оцифрованных данных

Объем данных, оцифрованных в федеральных госорганах, неравномерен. 30% опрошенных заявляют, что в их ведомствах оцифровано от 90% до 100% госданных. При этом в других госорганах почти 17% госслужащих ответили, что объем оцифрованных данных не превышает 30%.

Как отмечают аналитики, на федеральном уровне госорганы, действительно, практически перестали работать с «бумагой». Даже архивные данные, которые многие годы скапливались в коробках в отдельных помещениях, были частично оцифрованы – в основном те, к которым приходится часто обращаться. Важно понимать, что ситуация с оцифровкой данных может отличаться от ведомства к ведомству, и результаты опроса это подтверждают: есть «передовики», где оцифровано практически 100% данных, а есть и сильно отстающие.

Уровень цифровизации

100% госслужащих сталкиваются со сканами, на втором месте – документы Excel, на третьем – электронные документы, подписанные цифровой подписью. Меньше всего респонденты работают с записями в реестрах и базах данных в информационных системах, а также с «бумагой». Результаты опроса показали, что с данными на бумажных носителях практически не сталкиваются более 70% опрошенных. Однако в ряде случаев их заменили не полноценные цифровые данные, поддающиеся быстрой обработке и анализу, а сканы – с ними приходится работать всем респондентам.

Как отмечает Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», одним из ключевых этапов внедрения информационной системы является распознавание и миграция в нее данных из накопленных за многие годы электронных таблиц, сканов и даже «бумаги». С технической точки зрения это непростой и небыстрый процесс, в котором используются различные технологии, вплоть до искусственного интеллекта. Госорганы реализуют его постепенно, с каждым годом все расширяя объем данных в реестрах. Тем не менее, результаты опроса показывают, что объем данных, получаемых госслужащими из файлов-таблиц и сканов, все еще большой, хотя «бумагу» уже получилось полностью искоренить.

Доля данных в государственных информационных системах прямым образом связана с уровнем и качеством цифровизации процессов. К примеру, оказание услуг без госслужащих или с их минимальным участием возможно только на основе качественной машиночитаемой информации в базах данных, а не на основе сканов. Поэтому дальнейшая цифровизация органов власти будет характеризоваться увеличением количества сведений в реестрах и базах данных и сокращением всех остальных категорий информации.

Каналы получения данных

В основном, госслужащие получают данные через цифровые каналы коммуникации: систему электронного документооборота (94% опрошенных) и различные информационные системы (73% опрошенных). Реже это происходит через мессенджеры и электронную почту.

Системы для предоставления госуслуг, госфункций и электронный документооборот – самые распространенные ИТ-решения в госорганах. Они защищены с точки зрения информационной безопасности, практически все сотрудники получают из них необходимую для работы фактуру. Данные в мессенджерах и почте защищены в гораздо меньшей степени. Следует отдавать себе отчет в том, что как только данные попадают во внешний контур, риски их утечки сразу кратно возрастают. Именно поэтому с 1 марта 2023 года чиновникам запрещено использовать иностранные мессенджеры.

Барьеры и стимулы

Основным препятствием к полноценной оцифровке сотрудники федеральных госорганов назвали отсутствие мотивации (50% опрошенных). Недостаток финансирования препятствует цифровизации данных по мнению 35% госслужащих. В свою очередь, слишком большой объем данных, либо сложность в распределении ответственности за оцифровку их слабо пугает – об этих препятствиях заявило не более 30% опрошенных.

Говоря о стимулах к цифровизации, госслужащие, в первую очередь, отмечают законодательные требования (74% опрошенных). Другие факторы, такие как клиентоцентричность и повышение качества работ внутри ведомства, второстепенны – о них упомянули только 39% госслужащих.

Тем не менее, именно клиентоцентричность названа в качестве основного тренда в оцифровке государственных данных. За ним следуют «ГосТех» (78%), предоставление сервисов без участия человека (57%), искусственный интеллект (39%) и решения low/no-code (21%).

Влияние санкций на цифровизацию

57% опрошенных считают, что после ввода санкций темп ведомственной цифровизации не только не снизился, но и вырос. Во многом это связано с тем, что госорганы начали политику импортозамещения еще в 2015 году, когда вышло постановление Правительства РФ № 1236, которое установило запрет на допуск иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд. Как следствие, к 2022 году госорганы подошли более подготовленными и оказались в менее уязвимой позиции, когда Россию покинули иностранные вендоры. По прошествии года уже можно констатировать, что уход зарубежных ИТ-компаний не оказал негативного влияния на скорость ведомственной цифровизации.

Теги: ИТ в госсекторе Импортозамещение Цифровая трансформация

На ту же тему: