SaaS в 2018 году
Под бизнес-приложениями, предоставляемыми по модели SaaS, в настоящем исследовании понимаются транзакционные и аналитические приложения (учетные, CRM, ERP, BI) и приложения класса Enterprise Content Management (ECM), основными видами которых являются офисные пакеты приложений и системы управления веб-сайтами (Content Management Systems, CMS). В рамки исследования не включены обычно относимые к SaaS веб-сервисы электронного документооборота, рынок данного вида сервисов описан в отдельном отчете.
По оценке J’son & Partners Consulting, в 2018 году рынок SaaS вырос на 30% и достиг 5,8 млрд руб. При этом рост рынка в денежном выражении существенно превосходит динамику роста клиентской базы. Таким образом, рост происходит преимущественно за счет расширения использования приложений уже существующими пользователями. В гораздо в меньшей степени рост происходит за счет привлечения новых пользователей, до этого вообще не пользовавшихся SaaS.
Структура клиентской базы SaaS меняется в пользу учетных приложений, а структура в денежном выражении – в сторону роста доли ERP- и BI-систем в формате SaaS, и, в меньшей степени, – в пользу учетных систем. Но поскольку ERP и BI-функционал из облака используется пока крайне ограниченной по количеству группой компаний – причем лишь в части автоматизации вспомогательных процессов, таких как управление персоналом, рост их потребления не оказывает влияния на изменение структуры клиентской базы. Это наглядно демонстрирует, насколько взрывным может быть рост этого сегмента рынка в случае, если полнофункциональные ERP и BI приложения станут доступными и востребованными более широким кругом потребителей.
Перспективы рынка
Очевидно, что при достигнутом в 2018 году проникновении в единицы процентов от общего количества компаний, рынок SaaS в России имеет потенциал более чем десятикратного роста абонентской базы. Более того, уровень проникновения систем автоматизации бизнес-процессов в России находится на уровне 20-25%, и поэтому темпы увеличения проникновения именно облачных бизнес-приложений могут быть очень высокими. В этом случае речь пойдет не столько о замещении существующих on-premise приложений на облачные, сколько вообще о единственной возможности для малых и в особенности микропредприятий получить доступ к эффективным средствам автоматизации, повышающим производительность труда и снижающим удельные издержки.
Однако проблемой, характерной именно для России, является превалирование примитивной торгово-посреднической деятельности в структуре экономики в целом, и в особенности среди малых и микропредприятий, потребности которых в автоматизации практически полностью покрываются простыми учетными приложениями.
Потенциал как минимум десятикратного роста абонентской базы в сочетании с потенциалом как минимум трехкратного роста уровня потребления сервисов дает потенциал роста рынка бизнес-SaaS в денежном выражении более чем в 30 раз до более чем 120 млрд руб. в год на горизонте ближайших 7-10 лет. Это делает рынок SaaS наиболее очень привлекательным, по своему потенциальному размеру превосходящим весь существующий российский рынок ИТ-услуг. Но реализация этого потенциала требует изменения структуры экономики страны, а именно реализации на территории России этапов разработки и производства продукции высоких переделов.
Особенность бизнеса предприятий торговли и сферы услуг состоит в относительно невысоких требованиях к функционалу средств автоматизации, которые, как правило, ограничиваются функционалом офисных, учетных и CRM-приложений. В настоящее время рынок SaaS в России растет именно за счет таких приложений. Таким образом, фактор роста за счет расширения потребляемого функционала, и, как следствие, увеличения ARPU, пока не реализован.
Крупные промышленные предприятия, среди которых преобладает добыча и первичная переработка сырья, а также оборонное машиностроение, в свою очередь, крайне консервативны и информационно закрыты. Пока они не рассматривают всерьез переход на цифровые бизнес-модели, предполагающие интенсивный информационный обмен по всей цепочке участников создания добавленной стоимости. Но именно такой подход может формировать потребность в облачных полнофункциональных ERP и BI-приложениях поколения Интернета вещей.
В настоящее время ключевым фактором роста потребления SaaS в мире выступает именно бурный рост проникновения IoT-платформ и приложений ориентированных на сквозное оптимизационное управление. Как следствие, в облаках происходит накопление широкой номенклатуры машинных данных за все более длительный исторический период, позволяющих создавать на основе этих данных сложные прогностические модели. В России этот фактор роста рынка SaaS пока отсутствует полностью.
Драйверами роста потребления SaaS в нашей стране выступают традиционные корпоративные приложения, такие как порталы электронной и омниканальной коммерции, CRM, учетные системы и офисные приложения, потребляемые преимущественно малым и микробизнесом, а также коммуникационные сервисы. Полнофункциональные ERP-системы и сложные аналитические платформы и приложения в облачном формате в России не используются, что не позволяет формироваться экосистемам облачных платформ и приложений.
Как резюмируют в J’son & Partners, в России нужны национальные отраслевые программы цифровизации, направленные на реализацию идеологии сквозного оптимизационного управления, охватывающего не только торгово-посредническую деятельность и сферу услуг, но и все отрасли промышленности. Только полноценная реализация таких программ создаст необходимые предпосылки для использования полнофункциональных средств автоматизации всеми участниками цепочек создания добавленной стоимости продуктов и услуг, и, как следствие, обеспечит быстрый рост рынка SaaS.