Вестник цифровой трансформации

Тенденции цифровой трансформации, растущие и слабеющие
Тенденции цифровой трансформации, растущие и слабеющие




15:06 07.03.2018  |  Эстер Шейн | 8890 просмотров



Проекты цифровой трансформации, которая, как сегодня считается, является важнейшим фактором роста бизнеса, постепенно перестают быть платформенно-ориентированными, а больше строятся на основе использования новых технологий для решения конкретных клиентских и операционных задач.

Цифровая трансформация перешла от стадии «было бы неплохо иметь» к этапу «пора браться за дело». Бывшая прежде приоритетом для экспериментаторов и прогрессивных компаний, сегодня цифровая трансформация стала массовым явлением. Трудно поспорить с тем, что соответствующие проекты стали жизненно важными для успеха компаний.

И подтверждением являются результаты опроса, проведенного Constellation Research: 64% респондентов считают цифровую трансформацию ключевым фактором роста прибыли их организаций.

А недавнее исследование Frost & Sullivan, в рамках которого изучались мнения конечных пользователей из разных стран о ходе цифровой трансформации, показало, что в ближайшие два года одним из приоритетных направлений ИТ-инвестиций в компаниях будет улучшение их репрезентации в цифровом пространстве. В числе других значимых целей респонденты назвали снижение операционных затрат, улучшение обслуживания клиентов и согласование деятельности отделов ИТ с бизнес-стратегией.

Рассмотрим основные тенденции, связанные с цифровой трансформацией, растущие и начинающие сходить на нет.

На подъеме: сервисы определения местонахождения

Налаживание связи с пациентами и обеспечение комфортного цифрового обслуживания – приоритет для сети медицинских учреждений Dignity Health. По словам технических руководителей организации, усилия направлены на то, чтобы установить взаимодействие с пациентами независимо от их местонахождения.

В Digital Health начали цифровую трансформацию в 2016 году. Идет внедрение дистанционного ухода и телемедицины на основе приложения, которое позволяет выбрать врача, записаться на прием и осуществлять «видеовизиты». В планах на этот год – онлайн-регистратура для цифрового прохождения формальностей перед посещением клиники или помещением в стационар.

Одна из сложностей, на которую жалуются посетители медучреждений, – поиск места для парковки, когда они приезжают в больницу или клинику. Решить проблему в Dignity Health собираются с помощью мобильных устройств.

Когда пациент подъезжает к парковке, сервисы определения местонахождения укажут свободное место, а затем проинструктируют, как добраться до нужного кабинета в самом здании. В некоторых учреждениях Dignity Health уже внедрили радиомаячки, которые по прибытии пациента на парковку «будят» его смартфон, после чего звучит объявление: «Добро пожаловать! Вам нужны указания, как пройти к месту назначения?»

В Dignity Health намерены с помощью цифровых технологий полностью устранить сложности взаимодействия, с которыми могут сталкиваться люди при посещении медицинского учреждения.

Аналитики Frost & Sullivan полагают, что улучшать заботу о клиенте, идя ему навстречу в любых ситуациях, возможно, единственный способ сохранить конкурентоспособность поставщиков медицинских услуг в ближайшем будущем. Сегодня врачебные консультации по видео-конференц-связи, возможность получать в мессенджерах напоминания о предстоящем визите к врачу и времени приема лекарств, а также все более широкое применение носимых устройств медицинского назначения делают отрасль здравоохранения одним из лидеров в сфере цифровой трансформации.

Решения, помогающие улучшить обслуживание клиентов, открывают широкое поле возможностей для применения искусственного интеллекта, особенно в сфере автоматизации взаимодействия между клиентами и при анализе потребностей покупателей.

Искусственный интеллект уже применяется во всевозможном ПО в виде сервиса – для понимания текстов, распознавания лиц, анализа сетевого трафика, обнаружения угроз и многих других задач.

На подъеме: интерактивные голосовые интерфейсы

Популярность цифровых ассистентов Amazon Alexa, Apple Siri, Microsoft Cortana, Google Now – свидетельство того, что голосовое взаимодействие действительно удобно.

Поставщики медицинских услуг добиваются включения профильной информации в базы знаний этих инструментов. Например, благодаря совместному проекту Amazon и издательского отделения Mayo Clinic, ассистент Alexa получила доступ к медицинской информации и теперь способна давать ответы на вопросы вроде «Какие побочные эффекты у золпидема?».

Прогнозируется, что по мере развития ИТ традиционные визуальные интерфейсы будут использоваться меньше, на смену им придут интерактивные голосовые. Специалисты уверены: голосовое управление прекрасно подходит для современных событийно-зависимых бессерверных облачных платформ в виде сервиса.

На спаде: ориентация на облако

Сегодня под трансформацией ИТ-инфраструктуры компании обычно подразумевают перенос рабочих задач в облако, однако такой способ годится не всем. Специалисты Broad Institute отмечают, что времена, когда ориентация на облако ставится во главу угла, уходят.

Происходит размывание границ между облачной и локальной средами, поскольку сегодня вопрос, какую из сред выбрать, уже не имеет однозначного ответа. Долгое время считалось, что в облако переходить не стоит по соображениям безопасности, в том числе из опасений компрометации конфиденциальных данных, а также чтобы не оказаться привязанным к конкретному провайдеру. Однако были и те, кто провозглашал, что в облако необходимо переходить полностью – ради таких преимуществ, как снижение затрат, неограниченное пространство хранения и масштабируемость.

Сегодня остался позади тот этап, когда один подход считается «ужасным», другой – «прекрасным». Нужен некий компромисс между двумя подходами, обеспечивающий необходимую гибкость, безопасность, быстродействие и умеренные расходы. В каких-то случаях оптимальным будет облачное решение, в каких-то – локальное.

На подъеме: «атомарные расценки» на облачные сервисы

Для проектов трансформации данных требуется очень устойчивая, надежная и масштабируемая облачная инфраструктура. Операторы облачных сервисов идут навстречу клиентам, предлагая «атомарные» расценки – когда организация может платить за использование облачной инфраструктуры с посекундной тарификацией.

Например, в период эпидемии гриппа число запросов информации об этом заболевании резко возрастает, но такой скачок нагрузки облачная платформа Dignity Health, благодаря способности к автоматическому масштабированию, выдерживает. Именно ради таких преимуществ есть смысл инвестировать в облачную инфраструктуру, поскольку оплачивать можно только используемый объем ресурсов.

Облака дают беспрецедентный экономический эффект, отмечают в Dignity: не нужно покупать унаследованную инфраструктуру и сопровождать ее в ожидании скачка нагрузки. Плата за вычисления, пропускную способность и хранилище у операторов облаков AWS, Google Cloud, Microsoft Azure и других рассчитывается с точностью до секунды. При этом они соперничают друг с другом в гибкости, что в конечном счете обеспечивает выгоду клиентам.

На спаде: самостоятельное создание платформ Интернета вещей

Самостоятельно разработанные платформы Интернета вещей «выходят из моды» – крупные поставщики и системные интеграторы используют уже готовые платформы.

Раньше готовых не было, поэтому в компаниях были вынуждены создавать собственные, обычно на основе облачных технологий. Готовые решения предлагают более широкий функционал и позволяют компаниям выводить продукты на рынок быстрее и с меньшими затратами.

Судя по результатам опроса Frost & Sullivan, в крупнейших отраслях внедрение Интернета вещей входит в число приоритетных задач. Стадия наблюдения и изучения закончилась: 35% респондентов перешли к пробным внедрениям среднего и крупного масштаба, а 34% встраивают Интернет вещей в ключевые услуги и продукты. Кроме того, 40% респондентов сообщили о переходе на решения следующего поколения.

На подъеме: блокчейн для бизнеса

Потенциал использования блокчейна в бизнесе до конца не ясен, и внедрения весьма редки, но это не мешает многим компаниям проявлять к блокчейну большой интерес.

Одно из очевидных преимуществ – возможность улучшений в области договорных отношений. По мнению наблюдателей, уже в ближайшие годы получат широкое применение умные контракты и ряд смежных возможностей блокчейна.

Популярность блокчейна растет очень быстро. СМИ в основном освещают биткойн, но, по сведениям аналитиков, распределенным реестром и умными контрактами интересуются все больше компаний из рейтинга Fortune 500.

Реестр, который нельзя изменить, обещает не только устранить затраты на посредников и уменьшить уровень сложности систем, но и вернуть конечным потребителям контроль над некоторыми личными данными.

В отделе закупок компании Biogen надеются на скорое появление решений на основе блокчейна, которые позволят автоматизировать передачу сведений из многочисленных источников в единый реестр. При этом данные из различных наборов можно будет легко сопоставлять с помощью информационной панели – например, связать счет с заказом на покупку и контрактом.

Сейчас в Biogen имеется множество различных информационных центров. Например, система ERP, используемая отделом закупок, работает с 5-10 источниками данных, между которыми приходится обеспечивать взаимодействие, что сложно делать вручную.

На спаде: ориентация на мобильные устройства

Несколько лет тому назад во многих организациях пытались разрабатывать ПО, ориентируясь главным образом на мобильные устройства. Считалось, что в течение всего нескольких лет все перейдут на мобильные технологии, а компьютеры и другие традиционные «столпы» офиса морально устареют.

Предполагалось также, что на предприятиях широкое применение получат планшеты в связи с их доступностью, мощностью и относительной простотой использования.

Но ничего из перечисленного так и не происходит. Напротив, наблюдается обратная тенденция: ПО в первую очередь разрабатывается для ПК, а уже потом создаются приложения для смартфонов и планшетов.

На подъеме: управление идентификацией в облаке

По мере растущего использования цифровых сервисов все большую актуальность приобретает возможность управления идентификацией с помощью единого профиля вместо заведения отдельных учетных записей для каждого сайта или использования для аутентификации аккаунтов Facebook и Google. Специалисты считают, что решения по идентификации в виде сервиса будут быстро набирать популярность: единая учетная запись, избавляющая пользователя от необходимости снова и снова подтверждать свою личность, станет чем-то вроде «водительских прав» для Интернета.

Интерес к решениям, не отвечающим общим тенденциям управления идентификацией, сегодня охладевает. Разработка методов управления идентификационными сведениями в глобальном масштабе может вызвать сложности, но в эпоху цифровой трансформации упростить соответствующие задачи необходимо, иначе управление большим числом учетных записей каждого пользователя окажется непосильной нагрузкой.

На спаде: многочисленные инструменты совместной работы

Сегодня практически в любой компании можно найти одновременно Slack, Chatter, Yammer, Microsoft Teams, Office 365 Groups, Trello, Office Planner, сообщества LinkedIn и многое другое, однако дни использования множества разных инструментов взаимодействия подходят к концу, уверены эксперты.

Конкуренция способствует развитию функциональности, но существующее разнообразие начинает лишь мешать работе и пользователей, и админов. Подходит момент, когда организациям придется отдать предпочтение унификации, иначе пользователи сдадутся и вернутся к старой доброй электронной почте, ведь когда выбор инструмента отнимает больше времени, чем сама работа, происходит паралич, а не повышение продуктивности.

Разумеется, инвестиции в средства объединенных коммуникаций и совместной работы продолжатся, однако сегодня, по данным Frost & Sullivan, в компаниях огромную популярность приобретают потребительские онлайн-сервисы взаимодействия и связи наподобие Skype и Google Voice, что определенно влияет на рынок традиционных локальных коммуникационных решений.

Существует мнение, что развитие локальных технологий прекратится, а клиенты сосредоточатся на консолидации и оптимизации совместной работы – именно в это будут вкладываться ресурсы.

На подъеме: искусственный интеллект, машинное обучение

Развитие искусственного интеллекта, особенно его подмножества – машинного обучения – набирает обороты.

Машинное обучение дает возможность по мере накопления данных и опыта, с использованием статистических методов, более надежно и эффективно решать определенные задачи. Сегодня в машинном обучении видят один из способов конкурентного преимущества, а в будущем статистический анализ станет обязательным условием удовлетворения пользовательских требований, изменившихся под влиянием массовой цифровой трансформации.

Вместе с тем сегодня технологии искусственного интеллекта выходят из стен мощных центров обработки данных и перемещаются на граничные устройства Интернета вещей, которые выполняют вычисления поодиночке и вместе.

– Esther Shein. 6 hot digital transformation trends – and 4 going cold. CIO. FEB 20, 2018

Теги: Автоматизация предприятий Цифровая трансформация