Вестник цифровой трансформации

«Сбер»: анализ чеков для идеального понимания клиентов
«Сбер»: анализ чеков для идеального понимания клиентов

Антон Золотухин: «Нам удалось повысить персонализацию и точность таргетинга предложений, предоставляемых банком и другими участниками экосистемы. В перспективе это позволит удерживать позиции в борьбе за внимание и кошелек клиента, а также предоставлять лучший персонализированный сервис».


09:15 04.03.2022 (обновлено: 12:16 04.03.2022)  |  Николай Смирнов | 716 просмотров



Антон Золотухин, Data Protection Officer розничного бизнеса «Сбера», — о проекте чековой аналитики, позволяющем добиться лучшего понимания потребностей клиента, и достигнутых с его помощью результатах.

Традиционно выделялось два основных источника данных о клиентах: маршрут перемещения и транзакционные данные. Эти данные действительно полезны в различных сферах бизнеса, однако в них отсутствует подробная информация о предпочтениях клиентов. К каким брендам они лояльны? Какую долю своего бюджета они тратят на определенные товары? Какое у них хобби? Есть ли у них домашние животные? Чем точнее компания может ответить на эти вопросы, тем более персонализированными становятся ее отношения с каждым клиентом. Источником таких знаний о клиентах становятся их чеки, именно эти данные отражают их образ жизни и поведенческие привычки.

В «Сбере» разработали модели, которые с согласия клиента помогают обрабатывать и извлекать из чеков важные для лучшего понимания потребностей клиента данные. Так появился проект аналитики чеков для максимальной персонализации и адаптации клиентского опыта для экосистемы «Сбера». О реализации этого проекта и первых результатах рассказал Антон Золотухин, Data Protection Officer розничного бизнеса «Сбера».

— Анализом транзакционных данных занимаются все. С какого момента был сделан акцент на анализ чеков, дающий принципиально иные знания?

«Сбер» – больше, чем банк. На сегодняшний день в его экосистему входит более 100 компаний, удовлетворяющих основные жизненные потребности каждого клиента: вызов такси, доставка еды, совершение покупок и многие другие. У каждого из 103 млн наших клиентов свой уникальный опыт использования финансовых и нефинансовых продуктов экосистемы, поэтому одна из главных целей – найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Чтобы достичь максимальной персонализации, мы стремимся использовать как можно большее количество различных источников и возможности искусственного интеллекта для аналитики данных.

В 2021 году нами было принято решение более детально посмотреть на транзакции клиента. Стало очевидно, что для получения уникальных знаний о клиенте недостаточно просто знать сумму покупки и наименование продавца. Неисчерпаемый источник данных содержит именно детальный чек со списком покупок, который позволяет глубже понять жизненную ситуацию и привычки клиента. При этом чеки в необработанном виде содержат много избыточной или искаженной информации. Но мы нашли решение и разработали модели на основе искусственного интеллекта, которые с согласия клиента помогают обрабатывать и извлекать из чеков важные для нас данные. Так появился проект по закупке чековых данных и их аналитике для максимальной персонализации и адаптации клиентского опыта для экосистемы «Сбера».

— Для обработки чеков требуется согласие клиента. Какой процент из многомиллионной армии клиентов «Сбера» дает его?

Сервисом чековой аналитики пользуется свыше 70 млн клиентов, что составляет более 90% от всех пользователей мобильного приложения «СберБанк Онлайн» – все эти клиенты дали согласие на подключение аналитики чеков. Никто из наших конкурентов на рынке не работает с таким объемом данных и не реализует проект аналитики клиентских чеков такого масштаба.

— Почему клиенты дают согласие на анализ чеков? В чем их выгода?

Для клиента важно иметь возможность детально анализировать структуру расходов для управления семейным бюджетом, а также получать другие инструменты анализа личных финансов. Он самостоятельно подключает сервис и видит подробную аналитику своих трат по товарам и категориям. Вместо категории с общим названием «расходы в супермаркетах» на экране онлайн-банка отдельно отображаются «расходы на продукты питания», «товары для дома», «товары для домашних животных» и так далее. Эти данные позволяют клиенту видеть полную картину своих расходов. Ранее получить такой результат было невозможно, так как при анализе использовались только транзакционные данные.

— Что стало самым сложным в реализации этого проекта?

Для проведения анализа чековых данных потребовалось решить целый ряд нетривиальных задач: научиться обрабатывать огромный объем данных, учитывать разнообразие названий продуктов (в том числе составные), опечатки, транслитерацию, сокращения и аббревиатуры в наименованиях. Из-за всех этих факторов практически невозможно решить задачу анализа чеков с помощью традиционных подходов. Например, невозможно определить по наименованию позиции в чеке «ФРУТ/.САД 1,5л ЯБЛ&ПЕР.», какой именно товар приобрел клиент. Применяя модели искусственного интеллекта, из указанного наименования можно выявить, что приобретен товар в категории «Продукты», продукт «Нектар», бренд «Фруктовый Сад», объем 1,5 л.

Решение на основе искусственного интеллекта способно автоматически распределять купленные клиентом товары более чем по 72 тыс. параметров: категории, бренды, продукты, меры. За счет использования семантических представлений из нейросетей и алгоритмов платформа способна находить схожие или идентичные продукты с похожими описаниями и предоставлять точную аналитику. В работе над проектом были использованы последние достижения в области искусственного интеллекта и обработки естественного языка: маскированные языковые модели с использованием механизма Self-Attention («внимание на себя») и архитектуры Transformer, трансферное обучение и др. Эти технологии позволяют нам создавать эффективные решения для автоматического анализа данных на естественном языке.

— В какие продукты банка и экосистемы «Сбера» в целом могут быть встроены знания о распределении расходов клиента?

Подробная информация о предпочтениях клиентов, которая содержится в электронных чеках, используется для формирования рекомендаций, аналитики, оценки рисков при выдаче кредитов, проведения маркетинговых кампаний и кампаний по стимулированию продаж. Благодаря уникальному решению нам удалось повысить персонализацию и точность таргетинга предложений, предоставляемых банком и другими участниками экосистемы. В перспективе это позволит удерживать позиции в борьбе за внимание и кошелек клиента, а также предоставлять лучший персонализированный сервис.

— Каких результатов удалось достичь?

Всего за год команде удалось разработать и запустить уникальную платформу для анализа клиентских чеков. Обучение модели происходило на 2 млн единиц открытых данных из каталогов интернет-магазинов. В конечном счете, удалось добиться точности распознавания данных электронных чеков на уровне 85%. И сейчас мы умеем распознавать 42 тыс. продуктов, 30 тыс. брендов, 260 категорий. За 2021 год было обработано 7 млрд чеков.

Такие показатели открывают новые возможности для развития бизнеса «Сбера». Результаты платформы по аналитике чековых данных используются при составлении персональных предложений и формировании рекомендаций, что повышает лояльность клиентов. Наблюдается прибавка 5% к росту количества уникальных пользователей за месяц (monthly active users, MAU) и 10% к показателю «кликабельности» (click-through rate, CTR).

Кроме того, мы ожидаем значительного повышения эффективности бизнес-процессов: увеличения выручки в сегменте маркетинга и продаж на 5%, а также увеличения выручки в области управления рисками на 3%. Это подтверждено пилотными проектами на стадии доказательства ценности.

Отдельно следует выделить помощь проекта аналитики чеков в реализации стратегии в области ESG.

— Насколько важна для «Сбера» повестка ESG? Какую роль этот проект может играть в ней, и вообще в «зеленых» инициативах?

ESG-повестка для «Сбера» чрезвычайно важна: в бизнес-стратегиях компаний ESG становится новым стандартом и гарантией успешного ведения бизнеса. Мы всегда уделяли значительное внимание вопросам устойчивого развития, корпоративной и социальной ответственности. Сейчас компания находится в активной фазе ESG-трансформации, основная наша цель — стать лидером системных изменений в области ESG для создания экономики процветания, эффективной для общества и сохранения окружающей среды.

Таким образом, одной из главных наших задач является повышение уровня ESG банка и клиентов. Благодаря аналитике клиентских чеков мы разрабатываем функции, позволяющие использовать обработанные данные для реализации стратегии в области ESG. Например, мы можем выявлять клиентов, которые делают покупки экотоваров и вознаграждать их за заботу о природе и обществе бонусами и скидками от экосистемы «Сбера». Также уже запущен пилот для наших сотрудников по отслеживанию своего углеродного следа в мобильном приложении «СберБанк Онлайн». Это стало возможным благодаря учету расходов на топливо и поездки на такси при анализе электронных чеков. С помощью этой функции мы сможем оценить уровень ESG каждого клиента и развить среди них культуру осознанного потребления.

— Есть ли возможности для развития этого проекта? В какие новые инициативы он может перерасти?

Использование решения на основе искусственного интеллекта для анализа чековых данных позволяет увеличить выручку и улучшить клиентский опыт за счет повышения уровня персонализации предложений и реализации новых возможностей для клиента. Проект вносит весомый вклад в достижение целей «Сбера» и повышает точность предсказания нашего лучшего следующего действия для клиента (Sber Next Best Action). Кроме того, решение позволяет лучше понять наших клиентов и предоставить им лучшее предложение на рынке в соответствие с их потребностями. Направлений использования структурированных данных из чеков – бесконечное множество: банк может и должен меняться вместе со своими клиентами.

Теги: Большие данные Сбер Data Award


На ту же тему: