Вестник цифровой трансформации

«СберАналитика» помогает развивать внутренний туризм
«СберАналитика» помогает развивать внутренний туризм

Андрей Оберемок: «Гостеприимство — это не абстрактное слово, а серьезная работа, существенно влияющая на впечатление от поездки. Панель «Туризм» дает руководству региона актуальную информацию о состоянии отрасли в целом, что позволяет выявить целевую туристическую аудиторию, точки роста для развития инфраструктуры и отслеживать эффективность принимаемых мер»


11:20 17.03.2022 (обновлено: 17:16 20.03.2022)  |  Николай Смирнов | 5023 просмотров



Андрей Оберемок, генеральный директор «СберАналитики», рассказывает о флагманском продукте – панели «Туризм», разработанной для развития туристической отрасли в регионах.

Развитие туризма – важнейшая задача, решаемая на федеральном уровне. Государственным и региональным властям и организациям требуется помощь в развитии стратегических инициатив и проектов в этой области. Значимой вехой стало создание аналитического решения для внутреннего туризма в России, реализованного «СберАналитикой». Компания представляет собой цифровой сервис, позволяющий получать аналитические и статистические отчеты, построенные на обезличенных и агрегированных данных «Сбера». Ее флагманским продуктом является панель «Туризм», разработанная для развития туристической отрасли в регионах. Это решение стало первым среди крупных продуктов для сегмента регионального госсектора.

О реализации этого проекта рассказал Андрей Оберемок, генеральный директор ООО «ТОТ» («СберАналитика»).

— Как появилась панель «Туризм», что стало причиной ее создания?

Как и для других продуктов сегмента регионального и государственного сектора, импульсом послужил переход властей к принятию решений на основе аналитики больших данных. В 2019 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Тогда же руководство одного из горнолыжных курортов нашей страны заказало исследование туристического потока на данных Сбера. На основе данного проекта мы разработали первую версию методологии тиражируемого решения. Позже, в 2020 году был реализован первый контракт по анализу турпотока для целого региона. За счет этого мы значительно расширили методологию новыми метриками и провели ее полноценные испытания на большом объеме данных. Это позволило удовлетворить потребности в туристической аналитике всех потенциальных заказчиков и тиражировать продукт на новые регионы.

— Почему эта проблема важна?

Для нашей команды задачи, связанные с аналитикой туризма, — это не только, и не столько коммерческие продукты, основанные на популярном тренде последних лет. В первую очередь это возможность привлечь внимание к живой истории страны, сохранить культурное наследие и показать красоту ее природы. Географическое и климатическое разнообразие делает любой регион России привлекательным для посещения, а иногда даже потенциальной туристической Меккой, но, к сожалению, чтобы насладиться всем этим богатством, зачастую нужно в буквальном смысле совершить подвиг.

Сейчас на туристическую индустрию приходится всего 4% ВВП России — это очень мало. При этом надо понимать, что отрасль влияет на более чем 50 различных смежных отраслей российской экономики. При развитии внутреннего и въездного туризма рабочие места появятся в большом количестве населенных пунктов, повысится качество жизни в регионах, вырастет доход граждан в местах отдыха.

Именно поддержка туриндустрии — важная задача, в том числе и для властей регионов. Однако, чтобы развивать и поддерживать отрасль, необходимо понимать, в каком направлении двигаться, чтобы добиться конкретной пользы для конечного потребителя.

— Что представляет собой разработанный вами продукт?

Панель «Туризм» — наш флагманский продукт, разработанный для развития отрасли в регионах, улучшения качества сервиса и предоставляемых конечному потребителю услуг. Первостепенная задача продукта — помочь властям и бизнесу сделать так, чтобы каждому жителю отдыхать в России было не просто интересно, но также комфортно и выгодно, а туристическая отрасль приносила ощутимые доходы и служила катализатором социально-экономического роста.

Заказчик получает аналитику в максимально удобном формате — в режиме онлайн на информационной панели ему доступны более 50 показателей туристической отрасли региона в помесячной динамике с ретроспективой данных с 2018 года. Мониторинг всей туристической отрасли становится доступным региональным властям уже в течение недели после подписания договора.

— Какие ключевые проблемы пришлось решать?

На старте нацпроекта лидеры российских субъектов столкнулись с проблемой поиска нужной информации о туристическом потоке в регионах и состоянии отрасли в целом. На 2019 год в основном были доступны лишь данные мобильных операторов и статистика из официальных источников, которая поступала с большим опозданием. Кроме того, описанные источники информации не охватывали все необходимые аспекты и давали лишь количественный показатель туристического потока. Сведения о портрете туриста, его тратах, интересах и потребностях отсутствовали

Мы смогли найти новые достоверные источники информации и решить проблему. Компания разработала уникальную методологию на основе обезличенных больших данных, которая подходит для любого региона страны.

— Какие данные и какие платформы вами используются?

Оценка турпотока производится на основе анализа обезличенного массива данных клиентов Сбера. Мы располагаем информацией о тратах 100 млн физических лиц. Помимо собственных данных, для анализа туристического потенциала привлекаем информацию из внешних источников, закрывая все потребности клиентов.

Для работы с данными используются инструменты Hadoop, Spark, Python, Jupyter, Hive, Hue и др. Для анализа данных, моделирования и визуализации применяются такие библиотеки, как Pandas, Numpy, Scipy, Seaborn, Matplotlib.

— Кто в первую очередь является ключевыми пользователями – госструктуры или бизнес?

Главная цель продукта — полноценная поддержка национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в число задач которых входит подготовка условий для развития туристической отрасли в стране, привлечение инвестиции во внутренний туризм со стороны бизнеса, повышение туристического потока, в том числе привлечение иностранных туристов. Наш продукт в этом процессе — важный инструмент. Он дает руководству региона актуальную информацию о состоянии отрасли, что позволяет выявить целевую туристическую аудиторию, и точки роста для развития инфраструктуры, а также дает возможность оценить эффективность принимаемых мер.

— Каковы достигаемые результаты?

К панели «Туризм» на сегодня присоединились 19 регионов, и опыт использования больших данных для развития отрасли уже принес результаты. Главное, что несет в себе наш продукт, — аналитика, которая положительно влияет на динамику внутреннего турпотока. В качестве примера можно привести несколько регионов, где активно используют наш продукт.

Власти Югры благодаря аналитике подтвердили гипотезу о том, что в регион едут жители крупных городов Уральского федерального округа, прежде всего — на рыбалку. В округе определили перспективные туристские территории (агломерации) и приоритетные направления туризма. Территорию УрФО поделили на категории в зависимости от уровня развития туристической сферы.

Руководители администрации Нижегородской области предполагали, что туристов в регионе больше, чем учитывает официальная статистика. Наш продукт показал, что Нижний Новгород и область больше не являются местами для однодневных поездок, что количество гостей растет и они возвращаются в регион чаще. На основе наших данных руководство области разработало муниципальный туристский стандарт, чтобы довести инфраструктуру в слабых районах до приемлемого уровня. Также регион делится знаниями с бизнесом, помогая повышать качество обслуживания.

Еще один регион, который использует панель «Туризм», — Смоленская область. Теперь руководство области располагает информацией, которую раньше не удавалось получить ни из официальных источников, ни из маркетинговых исследований. На основе нашей аналитики регион выстроил грамотную стратегию развития и управления инфраструктурой туризма, определил возможности для расширения целевой аудитории, запустил маркетинговые кампании и в целом повысил свою привлекательность для туристов.

Таким образом, мы помогаем субъектам РФ повышать экономический уровень, улучшать инфраструктуру и повышать качество жизни местных жителей за счет развития туризма. Это комплексные решения, влияющие на итоговые финансовые результаты, а потому оценить в фиксированном денежном выражении их невозможно.

— Какова социальная значимость этого проекта?

«Гостеприимство» — это не абстрактное слово, а серьезная работа, существенно влияющая на впечатление от поездки. Панель «Туризм» дает руководству региона актуальную информацию о состоянии отрасли в целом, что позволяет выявить целевую туристическую аудиторию, точки роста для развития инфраструктуры и отслеживать эффективность принимаемых мер.

С началом пандемии жители страны стали больше путешествовать по России. Все мы, откладывая деньги на долгожданный отпуск, в поездке оцениваем, сколько и за что мы заплатили, что получили по факту, сравниваем предыдущий опыт с текущим. Конечно же, граждане, привыкшие в зарубежных поездках к высокому уровню сервиса, столкнулись с отечественным, который зачастую заставляет желать лучшего. Чувства патриотизма и красот природы оказывается недостаточно, чтобы увеличить турпоток и удовлетворить запросы путешественников.

Решения, основанные на полученной от нас информации, могут быть разными: от запуска дополнительных авиарейсов и строительства гостиниц до организации тематических фестивалей, от разработки новых маршрутов до развития сети Wi-Fi и современных остановочных пунктов. Турист получает то, что он хочет и на что готов тратить деньги: пятизвездочные отели или доступные хостелы, рестораны высокой кухни или небольшие семейные кафе, новые развлекательные площадки или выставки. Знания о потребителе позволяют открывать для них уникальные направления и разрабатывать новые маршруты.

В итоге повышается качество пребывания конечного потребителя в регионе. Отдых становится максимально комфортным, а гости готовы чаще путешествовать, расширяя свой кругозор и получая максимум удовольствия от поездок в регионы России.

Наконец, ценность развития туризма – не только в деньгах, которые отдыхающий тратит. С собой домой человек увозит впечатление о стране, городах, людях, что там живут, с которыми он познакомился в поездке. Не стоит забывать, что туризм — это основа народной дипломатии. Он несет в себе очень серьезный идеологический аспект, разбивает отрицательные стереотипы, создает новые мировоззренческие ориентиры, служит инструментом укрепления солидарности и взаимопонимания. В наше время это крайне важно.

— В каком направлении развивается проект?

Продукт растет в сторону полноценного решения, соответствующего запросам стратегических национальных проектов нашей страны в области туризма. Он обеспечивает анализ профиля туриста – его социально-демографический портрет и интересы; анализ бизнеса в туристической сфере – его финансовые показатели, уровень сервиса; анализ событий и мероприятий, их влияние на туристический поток; анализ локаций, их показатели и привлекательность для туристов.

Мы расширяем перечень источников данных, привлекаем новых партнеров, создавая синергетический эффект. Используем современные технологии ML-прогнозирования и искусственного интеллекта. Автоматизируем решение, благодаря чему оно легко масштабируется и становится доступным для широкого круга участников туристической отрасли.

Теги: Большие данные Сбер Data Award

На ту же тему: