В 2015 году специалисты аналитического агентства OSP Data издательства «Открытые системы» провели большую работу в рамках исследовательского проекта, инициированного секретариатом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Минэкономразвития РФ. Главной его целью стала разработка рекомендаций по повышению эффективности предприятий среднего и малого бизнеса стран АСЕАН за счет использования современных ИТ. Особое внимание было уделено перспективам применения мобильных технологий, а также облачных сервисов.
Первая версия рекомендаций обсуждалась с представителями профильных министерств и малого бизнеса стран региона на конференции, прошедшей в декабре в Бангкоке. По ее итогам подготовлен окончательный вариант рекомендаций. Во многом они отражают специфику стран АСЕАН, но немало и тех, которые могли бы оказаться полезными и в России.
Уровень развития ИТ в регионе весьма неоднороден. Кроме того, как отмечает главный эксперт OSP Data Александр Барсков, почти во всех странах региона велик разрыв в уровне использования ИТ компаниями разного размера: если в сегменте микрокомпаний доля предприятий, использующих компьютеры и ИТ-системы в своем бизнесе, находится на уровне 25%, то для малых компаний такой показатель составляет порядка 70%, а для средних – приближается к 100%.
Для многих стран Азии характерна ситуация, когда мобильная связь более доступна, чем проводная. Опережающее развитие сетей мобильной связи часто обусловлено историческими причинами: страны осуществили переход «от телеграфа к мобильной связи», минуя этап построения инфраструктуры проводных коммуникаций, которая в развитых странах формировались многие десятилетия. Как следствие, облачные сервисы часто начинают использовать именно с мобильных устройств, смартфонов и планшетов. И только затем пользователи при наличии проводных подключений могут переходить к потреблению облачных сервисов через персональный компьютер.
При этом уровень мобильности (доля сотрудников, работающих в мобильном режиме) ни в одной стране АСЕАН не превышает 50%. Как показало исследование, главные препятствия на пути корпоративной мобильности и распространения концепции BYOD в микропредприятиях – высокая стоимость внедрения соответствующих систем и сомнение в целесообразности их внедрения; если вести речь о средних предприятиях, то там мешают проблемы с безопасностью и недостаточный функционал имеющихся решений. Основными преимуществами, которые дает рост уровня корпоративной мобильности, здесь видятся повышение гибкости и удобства работы сотрудников, а также возможность полноценно трудиться во время поездок и в полевых условиях.
Что касается перехода к облачной модели, то, согласно полученным данным, ключевая выгода для микрокомпаний – это снижение капитальных затрат; для более крупных компаний – доступ к ИТ-сервисам из любой точки, что позволяет расширить охват клиентов, в том числе из удаленных регионов и других стран. В числе других важных факторов были названы оплата только реально потребленных ресурсов и возможность по необходимости изменять объем потребляемых ресурсов.
По словам Барскова, безусловно, основной фактор использования облачных сервисов – ценовой. Снижению стоимости облачных сервисов для конечных потребителей должно способствовать повышение конкуренции как на рынке услуг доступа между телекоммуникационными операторами и провайдерами доступа, так и собственно на рынке облачных сервисов и приложений. При этом, чтобы облачные сервисы действительно стали массовыми, плата за них должна взиматься так же просто и понятно, как, скажем, за электричество или другие коммунальные услуги. Наличие прозрачных и удобных схем ценообразования – во многом залог успеха в продвижении облачных сервисов, особенно на такой «чувствительный» к параметрам стоимости рынок, как рынок предприятий СМБ.
Обучение и информирование должны сыграть важнейшую роль в формировании рынка. Очень важно, чтобы руководители предприятий СМБ понимали, что могут дать им облака. Отсутствие подобного понимания часто становится непреодолимым препятствием к внедрению облачных сервисов. Скажем, в Индонезии, по данным Ассоциации облачных вычислений Азии, только 3% владельцев бизнеса имеют представление об основах облачных вычислений. В более технологически развитых странах уровень понимания, конечно же, выше, но в целом он пока недостаточен.
Как констатирует Барсков, по своим ИТ-потребностям компании среднего размера ближе к крупным предприятиям, тогда как малые компании, а особенно микропредприятия, часто ограничиваются сервисами потребительского уровня. Однако для всех без исключения характерна нехватка ресурсов для развития ИТ.
Средним компаниям, у которых имеется собственная ИТ-инфраструктура, облачные сервисы предлагают привлекательную альтернативу дальнейшим вложениям в ее расширение. Малым компаниям – а у многих из них вообще нет никаких средств ИТ – облачные сервисы снижают стоимость входного билета в мир современных технологий. Наличие у сотрудников навыков, полученных в обыденной жизни, и их приложение к бизнес-задачам позволит без дополнительного переобучения задействовать возможности современных ИТ в интересах бизнеса. Кроме того, многочисленные мобильные устройства могут и должны быть использованы для доступа к современным облачным сервисам.