1. Пока врозь.
Крупные российские компании уже встали на путь цифровой трансформации. Однако у большинства из них пока нет комплексной программы цифровизации – компании реализуют пакеты пилотных проектов по внедрению отдельных и часто разрозненных цифровых решений.
Компании убеждены, что готовы к цифровизации. Более того, 63% указали, что у них есть программа цифровой трансформации. Однако чаще всего под этим компании понимают фактически реализуемый пакет пилотных проектов, и на деле у большинства из них нет средне- или долгосрочного плана действий с приоритизацией инициатив по времени и пониманием целевого состояния организации. Вместо этого в компаниях реализуется набор краткосрочных пилотных проектов по внедрению той или иной технологии. Такой подход дает возможность оценить применимость цифрового решения на практике, но часто приводит к смещению фокуса на второстепенные с точки зрения бизнеса задачи, распылению ресурсов и точечной, а значит неоптимальной трансформации бизнес-процессов.
2. Популярнее всего машинное обучение и роботизация.
Роботизация, чат-боты, анализ больших данных и машинное обучение – самые популярные технологии, их уже используют более 50% компаний-участников исследования.
Более половины компаний проводят роботизацию бизнес-процессов по технологии RРА и внедряют чат-боты. Среди тех, кто уже внедряет RРА для автоматизации административных бизнес-процессов, 50% компаний уже используют четыре и более роботов в режиме промышленной эксплуатации. Чат-боты чаще всего используются для процессов обслуживания клиентов и автоматизации операционного блока. 23% компаний уже ввели хотя бы одного чат-бота в промышленную эксплуатацию.
Также 37% опрошенных компаний указали, что они уже используют продвинутую аналитику или машинное обучение в одном или нескольких операционных процессах. В планах компаний на ближайшие два года – развитие решений на базе технологий больших данных, пилотирование решений на базе искусственного интеллекта, а также продолжение роботизации бизнес-процессов и дальнейшее развитие чат-ботов.
3. Ожидаемая эффективность.
В первую очередь от внедрения цифровых технологий компании ожидают повышения производительности и сокращения издержек.
77% компаний ожидают повышения операционной эффективности и сокращения затрат за счет цифровизации процессов. Наибольший экономический эффект, по мнению участников исследования, в 2018 году принесли роботизация бизнес-процессов, а также решения по анализу больших данных и предиктивной аналитике. И если решения на базе технологии RРА позволяют освободить персонал от выполнения рутинных операций, то решения на базе больших данных позволяют как повысить производительность, так и улучшить качество принимаемых человеком решений. Это находит свое отражение в оптимизации технологических режимов работы оборудования, сокращении затрат на обслуживание и ремонты, большей эффективности взаимодействия с клиентами и лучшем качестве планирования.
4. Сколько готовы тратить.
Более трети российских компаний планируют инвестировать в цифровизацию более 100 млн рублей в 2019 году.
В 2019 году более 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов по внедрению новых технологий более 100 млн руб. Наиболее масштабные инвестиции планируют компании телекоммуникационной и банковской отраслей, в также металлургии. Еще 22% опрошенных компаний планируют вложить в цифровизацию от 30 млн до 100 млн руб., а 15% респондентов готовы потратить от 10 до 30 млн руб. Остальные заложили в бюджет менее 10 млн руб.
5. Долго ждать не настроены.
51% российских компаний ожидают, что вложенные в цифровизацию средства окупятся менее чем за два года, еще 43% компаний ждут возврата своих инвестиций в течение двух-пяти лет.
Ожидаемый средний срок окупаемости инвестиций в цифровые технологии составляет два года. Более 38% руководителей компаний подтвердили, что они готовы инвестировать в цифровизацию значительные средства и закрыть повестку трансформации в течение 1-2 лет. Руководители 43% российских компаний более консервативны и предпочитают внедрять только те технологии, которые уже зарекомендовали себя на рынке, при этом они готовы к периоду окупаемости инвестиций от двух до пяти лет. Как правило, чем больше инвестируют компании в цифровизацию, тем меньше они готовы ждать. Например, те, кто планирует инвестировать в 2019 году более 50 млн руб., ожидают, что вложения окупятся через три года.
6. Решения принимаются по старинке.
36% российских компаний принимают решение о финансировании проектов по цифровизации путем индивидуального рассмотрения и принятия решения на уровне топ-менеджмента, еще 25% компаний рассматривают такие проекты вместе с ИТ-проектами.
Единый подход к принятию решений о финансировании и выделении бюджета на проекты по цифровой трансформации еще не сложился. 36% компаний все еще принимают решения, связанные с проектами цифровизации, на индивидуальной основе с привлечением топ-менеджмента.
Еще 45% опираются на существующие органы принятия решений, и либо рассматривают такие проекты вместе с ИТ-проектами (25% респондентов), либо в рамках одобрения проектов подразделений пользователей технологии (20% респондентов). Только 13% компаний приняли решении о необходимости создания специализированного комитета по цифровизации.
7. CDO по-прежнему редки.
Только 16% российских компаний ввели новую позицию – СDО (Chief Digital Officer) или схожую позицию руководителя программ цифровизации, а еще 44% компаний аналогичный функционал распределили между существующими топ-менеджерами.
В настоящее время позиция СDО преимущественно представлена у лидеров металлургической отрасли и в телекоммуникационных компаниях. 44% компаний распределили задачи, свойственные СDО, между существующими топ-менеджерами.
8. Накопление компетенций.
34% компаний имеют сформировавшиеся центры компетенций по цифровым технологиям. Независимо от наличия выделенного центра компетенций компании стремятся нанимать профильных специалистов в штат на полную ставку, гибкие формы занятости не распространены.
Компании стремятся наращивать собственные компетенции в области цифровых технологий. 34% российских компаний считают, что уже имеют выделенный центр компетенций, где аккумулируется опыт цифровой трансформации. Каждая компания по-своему подходит к построению модели этого подразделения и его месту в организационной структуре — в 43% случаев центр компетенций складывается в функциональной вертикали ИТ, а в 22% компаний, создавших центр компетенций, он является самостоятельной функцией, которая отвечает за инновации и цифровизацию в компании. Помимо традиционной методологической функции, центр оказывает технологическую поддержку и управляет проектами внедрения цифровых решений.
9. Незрелость и кадровый голод.
Для полномасштабной цифровизации российским компаниям не хватает зрелости текущих бизнес-процессов и компетентных специалистов.
Основные препятствия на пути к цифровизации, с которыми сталкиваются российские компании, — это недостаточная зрелость текущих бизнес-процессов и отсутствие необходимых навыков и компетенций. Компании осознают необходимость повышения зрелости бизнес-процессов и того, что оптимизацию процессов нужно включать в планы по трансформации. Для достижения значимого результата необходимо рассматривать сквозные бизнес-процессы и вовлекать бизнес-подразделения.
10. Риски – безопасность и снижение управляемости.
Наибольшие угрозы, которые несет цифровизация, по мнению российских компаний, лежат в области информационной безопасности.
Среди причин для беспокойства, связанного с угрозами цифровизации, участники российского исследования называют риски информационной безопасности, сокращение количества рабочих мест, а также ухудшение управляемости процессов в краткосрочной перспективе. Вопросами информационной безопасности обеспокоены 56% российских руководителей, в то время как в целом по миру данную группу рисков ставят на первое место 68% СЕО. Несмотря на беспокойство, связанное с рисками безработицы, 46% руководителей компаний в России и 64% в мире считают, что в течение ближайшей пятилетки цифровые технологии смогут создать больше новых рабочих мест, нежели сократить количество существующих.