В рамках пилотного проекта ВТБ и Ростелеком объединили клиентские базы, содержащие суммарно около 250 млн записей. Решение Platforma и HFLabs позволило найти группы клиентов, которые пользуются услугами обоих участников пилота, без использования и передачи их персональных данных. Этого удалось достичь за счет работы с синтетическими идентификаторами — UUID, которые не являются персональными данными и состоят из случайного набора букв и цифр фиксированной длины, а также благодаря двухэтапной схеме распределённого преобразования данных с использованием защищённого ключа-«секрета».
При подготовке к работе данные хешируются в два этапа с применением сессионного секрета, доступного только владельцам данных, а затем передаются в федеративный хаб – сердце ИТ-архитектуры. Он сравнивает хеши и находит пересечения в клиентских базах. Модель обмена поддерживает несколько способов хеширования данных, в том числе предусмотренные ГОСТом методы.
Одна из ключевых сложностей проекта – разный формат клиентских данных. Даже внутри одного бизнеса нередко существуют различные ИТ-системы (CRM, биллинговые, кредитные портфели и т.д.), где информация хранится в разном формате с разным набором полей и характеристик. Например, в одной системе имя может быть записано как «Наталья», а в другой – «Наталия». Решение HFLabs и Platforma учитывает эту особенность, поэтому сначала происходит поиск схожих данных с помощью механизмов дедупликации и алгоритмов, учитывающих синонимы, опечатки, взаимозаменяемые слова, устаревшие наименования населенных пунктов.
Второй важный критерий при метчинге клиентов — это скорость. Первый этап хеширования может занимать около двух дней. Затем метчинг баз двух компаний, включая второй этап хеширования, может потребовать несколько часов.
В перспективе разработанная технология сможет выступать своего рода дата-банком, где партнеры хранят свои данные в собственных ячейках без доступа к ним со стороны других участников. Вместе с этим пользователи такого сервиса смогут безопасно объединять, метчить свои базы, проводить анализ и строить математические модели на объединенных данных, создавать сервисы и бизнес-продукты, участвовать в монетизации.