Вестник цифровой трансформации

Аналитика в ассортименте Х5: данные становятся бизнес-активом
Аналитика в ассортименте Х5: данные становятся бизнес-активом

Антон Мироненков: «Зачем отдавать ‘руду’, если можно переплавить ее в ‘сталь’ и продавать уже готовое решение?»


10:01 27.12.2019  |  Ирина Шеян | 15982 просмотров



Директор по большим данным X5 Retail Group и номинант на CDO Award 2020 Антон Мироненков рассказывает о развитии направления внешней монетизации данных.

X5 Retail Group все чаще предстает на рынке как технологическая компания: большие данные и машинное обучение, магазин без покупателей и лаборатории инноваций, электронные ценники и многое другое. В числе ключевых направлений стратегии цифровой трансформации ретейлера — создание готовых аналитических продуктов на базе собственной Big Data Analytical Platform. Бесспорно, компания рассматривает большие данные как важнейший бизнес-актив.

О том, как строится работа с данными, Антон Мироненков, директор по большим данным X5 Retail Group, рассказывал в качестве номинанта первой премии CDO Award 2019. С тех пор сделано многое.

В X5 создали аналитический слой больших данных с сервисом, доступным каждому из 2 тыс. аналитиков компании. С его помощью они смогут быстро принимать решения на базе больших данных, анализируя все основные типы данных: товары, чеки, клиентов-поставщиков и их контрагентов. Количество продуктовых команд выросло с 8 до 15. Алгоритмы становятся в Х5 неотъемлемым элементом культуры data-driven, когда все решения принимаются на основе данных и продвинутой аналитики. Так компания может снизить цену человеческой ошибки и ускорить принятие решений.

Но самое интересное — в X5 сформировалось направление внешней монетизации данных. Ретейлер, располагающий большими данными и оснащенный арсеналом средств для их обработки, сам становится поставщиком информационных услуг для своих партнеров. «Зачем отдавать ‘руду’, если можно переплавить ее в ‘сталь’ и продавать уже готовое решение?», — говорит Антон Мироненков, номинант CDO Award 2020.

Сейчас X5 развивает два основных направления внешней монетизации, для которых в дирекции больших данных разработали собственные программные решения: таргетинг рекламы и портал поставщика. Компания чрезвычайно внимательно относится к данным и предъявляет повышенные требования к работе с ними, ориентируясь на лучшие мировые и европейские практики.

Рекламным площадкам — топливо для двигателя торговли

Чтобы выяснить, какая категория потенциальных покупателей действительно заинтересована в конкретном продукте и какой аудитории стоит показывать рекламу, клиенты и партнеры X5 обращаются к аналитическому сервису, использующему накопленные данные об истории продаж для таргетирования цифровой рекламы. Из информации о продажах можно с высокой вероятностью выявить, к примеру, потребительские привычки владельцев кошек как социальной группы и т. д. Следует особо отметить, что сервис использует только аналитическую информацию и не содержит персональных данных клиентов.

Инструмент дает рекламным агентствам и носителям рекламного инвентаря возможность самостоятельно конструировать сегменты любой сложности из более чем 1,3 тыс. категорий товаров в зависимости от частоты продаж бренда и других параметров, а затем запускать рекламные кампании на ресурсах Mail.ru, «Яндекса», Facebook, Instagram и GPMD в адрес социальных групп, имеющих идентичные потребительские предпочтения.

«Наконец поставщики и рекламодатели могут оценить, насколько их реклама была эффективной, — говорит Мироненков. — За это с нами готовы делиться частью рекламных бюджетов».

Методология основана на оценке роста продаж и по своей сути схожа с классическим А/В-тестированием, позволяя сравнить изменение покупательской активности при взаимодействии с рекламой продукта и в ее отсутствие. С максимально возможной точностью из оценки исключается влияние таких факторов, как сезонность, промоакции, активность конкурентов. Решение дает возможность на основании статистически значимых данных сделать выводы о влиянии креативности, частоты, предложения и формата рекламы.

В следующую версию программного продукта добавят опции создания смешанных таргетингов, формирования сегментов по склонности к покупке бренда или категории, определения аудитории с максимальной вероятностью покупки в период рекламной кампании, а также анализа результатов видео- и аудиорекламы в магазинах.

Поставщикам — аналитика в розницу

Отделы категорийного, бренд- и маркетинг-менеджмента любого производителя хотят понимать, востребована ли на рынке выпускаемая продукция и насколько хорошо она продается. И кто как не ретейлер обладает максимально глубокими сведениями о том, как меняется поведение потребителя, его корзина и предпочтения?

Второй внешний сервис, родившийся в дирекции больших данных X5, — аналитический портал поставщика, который предназначен для категорийной и потребительской аналитики. Несколько модулей, аккумулирующих историю продаж и информацию о поведении потребителей, позволяют находить способы улучшения бизнес-показателей.

Инструмент помогает партнерам не только анализировать продажи, но и выявлять источники изменения спроса и изменения продаж на конкурирующие торговые марки, отслеживать ротацию, перемену предпочтений.

По мере развития продукта на его аналитических модулях воплощается множество пилотных проектов. Для цифровых кампаний и мультикатегорийных тестов изучаются эффективность продаж и магазинов, уровень возврата инвестиций, источники изменения продаж, а также факторы, влияющие на изменение потребления. Для того чтобы оценить успешность запусков новых товаров, определяются эффективность запуска по сравнению с аналогичными, длительность «эффекта новизны» для продаж, источники продаж и доля каннибализации. По словам Мироненкова, информация о запускаемых на рынок новинках очень востребована: как эти новинки принимают, покупает ли их молодежь или люди среднего возраста, каков средний чек покупки? Портал дает поставщикам редкую возможность точно увидеть, какие социально-демографические характеристики присущи аудитории потребителей продукции и как аудитория реагирует на те или иные действия.

Пока на портале доступен функционал для формирования трех отчетов: диагностика категории, источники продаж и миграция покупателей. Предполагается, что число отчетов в программе будет расти. Уже в первом полугодии 2020 года планируется ввести в промышленную эксплуатацию еще восемь модулей, которые сейчас тестируются партнерами: для анализа промоакций, анализа корзины, построения дерева принятия решений, профилирования, анализа репертуара покупок, а также тестирования, кластеризации магазинов и трекинга запуска новинок.

Доступ к программе предоставляется на основании лицензионного договора. За фиксированную плату поставщик получает на определенный период времени доступ к функционалу программы и приобретенным аналитическим отчетам по его продукции и категории.

Новая на российском рынке услуга воспринимается клиентами очень по-разному, иногда настороженно, несмотря на то что представители поставщиков могут сравнивать свою компанию только с категорией в целом, а не с конкретными конкурентами. Аналитический портал поставщика предоставляет уникальную для рынка аналитику как по содержанию, так и по срокам ее получения, утверждают в X5. «Никто из ретейлеров в нашей стране этого еще не делал, а за рубежом похожие проекты обычно реализуются с внешними компаниями», — говорит Мироненков. Кстати, аналитики, работающие в самой X5, тоже заинтересовались новым информационным сервисом и намерены им пользоваться.

У чистого истока

Проблемы, с которыми CDO пришлось столкнуться в этом проекте, типичны: при всем обилии больших данных, для выполнения конкретной задачи их приходится добывать, очищать и обрабатывать разными способами, чтобы получить нужные разрезы. И это требует существенных затрат. «Мы тратим приблизительно одинаковое время на собственно разработку продукта и на то, чтобы добыть для него данные, настроить регулярное обновление и сделать витрину чистой, с корректной и аккуратной выдачей», — делится Мироненков.

Портал поставщика использует исключительно легальные внутренние источники данных, главным образом чековую информацию и данные программ лояльности. Для повышения качества данных в момент их загрузки применяется набор, состоящий из примерно 70 тестов, в ходе которых выявляются экстремумы, пустые интервалы, отсутствующие данные и пр. Такая работа постоянно ведется в отношении всех формируемых в компании витрин данных.

Если на вход поступают «грязные» и некачественные данные, то добиться их чистоты невозможно, полагает Мироненков. Поэтому внутри бизнес-подразделений были назначены ответственные за то, чтобы в их домене генерировались нужные данные требуемого качества. Им «дали руки» — технических специалистов, которые помогают выгружать данные из систем, описывать, создавать регламенты и следить за их исполнением.

Кроме того, дирекция больших данных организует семинары, проводит внутренние конференции и воркшопы. «Если бизнес хочет решать какие-то задачи, используя, например, данные о перевозках, сначала надо научиться такие данные сгенерировать и озаботиться тем, чтобы они были качественными», — рассказывает Мироненков. Значит, необходимо вместе прикладывать все силы, чтобы эти данные правильно создавались, хранились и выгружались — без пропусков и в допустимых диапазонах.

И, самое главное — нужно, чтобы все понимали, как агрегируются и считаются эти данные. Если в системе фигурируют три разных показателя выручки, не всегда можно понять, какой из них что означает. Поэтому, кроме технических действий по очистке и фильтрации больших данных, необходим каталог данных, который содержит метаданные, описывающие как получены эти данные, из какого источника взяты. С его помощью можно понять, какой из показателей следует выбрать в конкретном случае. Это важный элемент, помогающий формировать культуру работы с данными и дающий понимание, что информация собирается не для дирекции больших данных, а для бизнеса. «Мы можем только помочь, обеспечить техническую и методическую поддержку, но, если сам бизнес не будет этим озабочен, ничего не получится», — подчеркивает Мироненков.

Пять к одному

Функции дирекции больших данных не ограничиваются только лишь обеспечением приемлемого уровня качества данных, их доступности и технической возможности анализа через витрины. Еще одно большое направление деятельности — разработка продуктов. «Продуктовые команды по большей части состоят из наших сотрудников, мы занимаемся и созданием архитектуры продукта, и разработкой кода, и бизнес-анализом», — отмечает Мироненков.

До сих пор продукты создавались с прицелом на внутреннюю монетизацию, на результат в существующем бизнесе: сокращение издержек, увеличение продаж или их прибыльности. Изменение этих показателей даже на доли процента в масштабе всего бизнеса X5 — это уже огромная цифра, поэтому внутренняя монетизация по-прежнему остается более значимой для компании. Это отражается и в соотношении сил: на внутренний «рынок» работает порядка 15 команд, на внешний — только одна, правда, большая. По мнению Мироненкова, в ближайшие годы существующая пропорция сильно не изменится. «Масштаб внешней монетизации все-таки не столь велик, мы пока только набираем пользователей, — говорит он. — Чтобы выйти хотя бы на тот же уровень доходности, который мы имеем внутри, потребуется не один год».

Услугами таргетинга сейчас пользуются свыше 20 компаний, включая MyTarget, «Яндекс», Facebook и «большую четверку» рекламных агентств. Тех, кто пользуется порталом поставщика, пока немного, но с пятью десятками компаний ведутся активные переговоры, и ожидается, что вскоре число подключившихся существенно увеличится. Аналитические сервисы приносят компании десятки миллионов рублей — для такого гиганта, как X5, не очень значительные объемы. Однако работа по внешней монетизации больших данных отлично окупается — соотношение прибыли к затратам составляет примерно пять к одному.

В 2020 году компания планирует расширить линейку продуктов, предоставляющих рынку новые возможности использования своих больших данных.

 

Три кита стратегии

Подход к работе с большими данными в X5 сформулировали в нескольких ключевых пунктах.

Во-первых, нужно обеспечить демократизацию данных, чтобы внутри компании любой потенциальный или уже имеющийся пользователь понимал, где взять данные, как они подсчитаны и из каких источников извлечены. Х5 делает всё необходимое для защиты данных от неправомерного или случайного доступа и от прочих неправомерных действий как со стороны внутренних сотрудников, так и со стороны клиентов и третьих лиц.

Во-вторых, предоставить сотрудникам компании возможность самостоятельного построения аналитики. Вместо того чтобы плодить фиксированные отчеты, дать возможность собирать собственные, используя множество витрин данных.

И третье: сделать систему распределенной. Для этого внутри платформы выделяются «песочницы», где аналитики могут использовать ряды данных, которые доступны им в соответствии с заданной ролевой моделью. «Чтобы каждый на своем рабочем месте мог быстро проделать тот анализ, который нужен прямо сейчас, никого не спрашивая и не обращаясь в централизованную службу, — поясняет Мироненков. — Чтобы мы не становились бутылочным горлышком при проведении анализа в компании».

 

 

 

Hadoop плюс Greenplum

Архитектура аналитического портала поставщика аналогична обычным портальным решениям. Все большие данные, включая чековую информацию, собираются в озеро данных, которое организовано на Hadoop.

Затем определенные ряды данных поднимаются в распределенную СУБД Greenplum. Далее они обрабатываются и обработанные показатели демонстрируются через веб-интерфейс. X5 первой из российских ретейлеров начала применять технологию Greenplum, быстро наладив внутренние навыки по ее администрированию и эксплуатации. Ресурсы системы можно гибко наращивать под увеличивающееся число пользователей.

 

 

Теги: Торговля, сфера услуг Директор по данным CDO Award

На ту же тему: