Нетрудно предположить, что в 2019 году успех компаний будет зависеть от соответствия ожиданиям потребителей. Как прогнозируют в Software AG, лидеры рынка продолжат активно внедрять цифровые технологии для решения своих бизнес-задач, а возможность дальнейшего роста будет определяться способностью прогнозировать предпочтения покупателей. Представители розничной торговли, которые не смогут следовать курсу на цифровое преобразование бизнеса, неизбежно останутся на обочине.
Розничная психология: счастье — это когда нас понимают
Все больше ретейлеров будут опираться на эмоциональные аспекты позиционирования, ориентируясь на чувства потенциальных клиентов, — как сеть универмагов John Lewis & Partners, рождественская реклама которой направлена на формирование эмоциональной связи между брендом и потребителем. Частично это будет выражаться в персонализации и гиперперсонализации (в зависимости от контекста и в масштабе реального времени) как самой продукции, так и клиентского опыта.
Рост персонализации и использование различных видов нативной рекламы входят в число основных трендов розничного рынка и в России. Естественной тенденцией будет стремление использовать технологии искусственного интеллекта, но для их применения необходимы высококачественные данные о покупательском и пользовательском поведении клиентов, поэтому игрокам рынка придется учиться преодолевать проблемы доступности и обработки информации.
На заметку черепахе: в этот раз выиграет заяц
Розничные сети продолжают стремительно развиваться — потребители хотят получать товары еще быстрее, планка скорости непрерывно поднимается. Это относится и к внутренним операциям ретейлеров — они должны уметь быстро и своевременно реагировать на рыночные изменения. Стремясь к полной автоматизации бизнес-процессов, торговые компании будут, помимо инвестиций во внедрение программных роботов (robotic process automation, RPA), обращать больше внимания на сбор данных и их исследование с помощью новейших методов аналитики в режиме реального времени.
Российским ретейлерам эти инструменты хорошо известны, их применение успешно развивается. Это позволяет участникам рынка оперативно совершенствовать управление цепочками поставок и внутренние бизнес-процессы магазинов в соответствии с предпочтениями потребителя. В перспективе — более интенсивное внедрение технологий машинного обучения для повышения реальной ценности, предлагаемой розницей.
Куда ведет Интернет вещей?
Интернет вещей (Internet of Things, IoT) в рознице может стать рецептом успешного будущего — когда удастся преодолеть риски, связанные с безопасностью этой технологии и сложностью ее внедрения и подключения к существующим ИТ-системам.
По примеру Wal-Mart и Amazon Go передовые российские ретейлеры не станут отказываться от многообещающих возможностей. Анализируя новости из отраслей, в которых новая технология уже используется, они выберут разработчиков и поставщиков, наилучшим образом зарекомендовавших себя на рынке, и создадут безопасные инфраструктуры для IoT. Первые умные магазины в России могут появиться уже в ближайшем будущем.
Один в поле не воин
Один из способов повысить прибыль и выделиться на фоне конкурентов — партнерские отношения в рознице по примеру сотрудничества Amazon с британской сетью супермаркетов Morrisons, продаж продовольственных товаров сетей Kroger и Sobeys на площадке британского онлайн-супермаркета Ocado и партнерства супермаркетов Ahold с компанией Blue Apron, специализирующейся на поставке кулинарных наборов.
В России партнерские экосистемы в розничной торговле активно развиваются, в будущем они станут более сложными. Как правило, для таких экосистем критически важно использование интерфейсов прикладного программирования (API), поскольку API-шлюзы — самый надежный способ обеспечить передачу важных данных всем заинтересованным сторонам.
Разделяй и властвуй
Лидеры рынка скоро осознают, что для дальнейшего внедрения инноваций придется отделить системы взаимодействия с покупателями от бэк-офиса — это позволит оперативно улучшать клиентский опыт, не внося изменений в корпоративные платформы. Такой автономный подход к торговле (headless commerce) упоминается в обзоре Software AG «Retail Digital Adoption Survey», согласно которому использование сторонних средств интеграции позволит защитить платформы автоматизации от изменений, обеспечить масштабируемость систем и повысить темпы их внедрения.