Вестник цифровой трансформации

SAS-школа BIOCAD: кузница редких кадров
SAS-школа BIOCAD: кузница редких кадров

Юлия Линькова и Антон Мещеряков: «Важно, что обучение имеет практическую направленность и уделяет особое внимание аспектам непосредственного выполнения анализа клинических исследований, где участники работают с реальными данными. Задания включают статистический анализ данных, создание таблиц, листингов, графиков, ETL-операции по созданию базы данных анализа и многое другое»


13:21 21.03.2022 (обновлено: 16:22 21.03.2022)  |  Николай Смирнов | 1775 просмотров



Юлия Линькова, заместитель генерального директора по клинической разработке и исследованиям BIOCAD, и Антон Мещеряков, руководитель отдела биостатистики и дата-менеджмента BIOCAD, – о внутренней программе подготовки специалистов в области статистического программирования.

В фармацевтической компании BIOCAD запущена уникальная программа для подготовки редких специалистов в области статистического программирования. Ее выпускники смогут закрыть актуальные кадровые потребности компании и будут востребованы на рынке фармацевтики и биотехнологий. О реализации этого образовательного проекта рассказывают номинанты на премию Data Award – Юлия Линькова, заместитель генерального директора по клинической разработке и исследованиям BIOCAD, и Антон Мещеряков, руководитель отдела биостатистики и дата-менеджмента.

— Как появилась эта программа, какова история ее создания?

Юлия Линькова: Идея создания программы появилась в департаменте клинической разработки BIOCAD. Наша компания активно развивается, и вместе с этим растет потребность в новых специалистах, которые смогут вместе с нами реализовывать уникальные проекты. Для выполнения всех запланированных анализов данных клинических исследований требуется больше ресурсов, в том числе кадровых. Поэтому у нас возникла потребность в квалифицированных специалистах, а именно аналитиках, которые умеют программировать на языке SAS. Таких кадров на рынке критически мало, и это вызывало трудности на этапе подбора персонала. Возникла логичная идея: создать проект для молодых специалистов, которым интересна данная сфера, и самостоятельно их обучить.

— В чем заключались проблемы?

Антон Мещеряков: В нашей компании очень высока потребность в SAS-специалистах, имеющих подготовку в области анализа данных клинических исследований, биостатистики, регуляторики и методологии исследований. Период закрытия таких узкопрофильных вакансий значительно дольше, чем линейных. Общеизвестно отсутствие конкретных специализаций для подготовки в вузах и дефицит готовых специалистов, способных сразу включиться в работу над проектами компании. Наблюдается большой компетентностный разрыв между требованиями и реальными навыками соискателей. Все это приводит к высокой конкуренции в индустрии за специалистов и как следствие – их завышенным зарплатным ожиданиям.

— Какие задачи требовалось решить?

Ю.Л.: Основной целью проекта является подготовка грамотных специалистов, знающих язык программирования SAS, которые будут востребованы на рынке биотехнологий и смогут закрыть кадровые потребности компании BIOCAD. Для достижения этой цели мы поставили перед собой ряд задач. Это развитие сотрудничества с лидером в сфере решений для анализа данных, повышение узнаваемости HR- и ИТ-бренда компании, отбор сильнейших участников с высокой мотивацией с помощью конкурсного отбора. Кроме того, требовалось подготовить уникальный образовательный материал с экспертами компании, который может быть переиспользован во внутреннем обучении, и подготовить учащихся к работе в компании, сократив компетентностный разрыв и время на последующую адаптацию. Лучших выпускников мы трудоустраиваем в компанию.

— Что собой представляет школа?

А.М.: Это образовательный проект, созданный нами в партнерстве со специалистами SAS Institute. Обучение рассчитано на пять месяцев и включает как обучение языку программирования SAS, так и фундаментальным знаниям в области клинических исследований, принципам разработки лекарственных препаратов и надлежащей клинической практики, основным документам клинического исследования и международным регуляторным требованиям по предоставлению и анализу полученных данных.

Важно, что обучение имеет практическую направленность и уделяет особое внимание аспектам непосредственного выполнения анализа клинических исследований, где участники работают с реальными данными. Задания включают статистический анализ данных, создание таблиц, листингов, графиков, ETL-операции по созданию базы данных анализа и многое другое. Переключение на реальные задачи после отработки на тестовых базах данных позволяет экономить ресурсы сотрудников отдела биостатистики уже в ходе проекта, так как в данном случае сотруднику BIOCAD остается только выполнить контроль качества после выполнения задания.

Программа разработана «с нуля», с ориентиром на то, кого мы хотим видеть на программе, на каких условиях, под какие задачи, какими будут критерии отбора и траектория обучения. Для проекта были подготовлены уникальные учебные материалы, которые в дальнейшем могу быть использованы для внутреннего обучения действующих сотрудников на площадке корпоративного университета компании.

Анализ данных клинических исследований с помощью решений SAS является отраслевым стандартом для фармацевтики и принимается регуляторами всего мира. Уже в процессе обучения участники проекта привлекаются к реальным задачам и приносят пользу в актуальных проектах клинической разработки.

— Почему именно собственная школа, а не курсы у партнеров?

Ю.Л.: При выборе площадки мы рассматривали различные варианты, но в России нет подобных программ, на базе которых можно было бы реализовать данный проект. В настоящее время SAS-школа BIOCAD не имеет аналогов. Реализация проекта собственными силами позволяет нам выбирать, чему и как мы будем учить, ведь у нас есть конкретное понимание того, какими навыками и компетенциями должен обладать сильный SAS-специалист.

— По каким критериям осуществляется отбор в программу?

А.М.: При поиске кандидатов мы ориентировались на выпускников технических вузов, основной упор был на ИТ-специалистов. Среди требований к участникам можно выделить умение программировать на любом языке, знание английского не ниже pre-intermediate и, конечно же, готовность развиваться и обучаться. Стоит отметить, что опыт работы в фармацевтической сфере у кандидатов не обязателен, так же, как и навыки программирования именно на языке SAS. Мы получили 270 заявок на участие, после выполнения тестового задания до финального собеседования дошло 20 человек, 10 из которых были приняты в программу.

— Число заявок на обучение в 27 раз больше, чем мест. Какова судьба сотрудников, не прошедших отбор, не влияет ли это на их мотивацию?

Ю.Л.: Программа направлена не на сотрудников, а на внешнюю аудиторию. С теми кандидатами, которые не прошли отбор, мы остаемся на связи: приглашаем их к участию в других наших проектах, делимся информацией по открытым вакансиям и, конечно, в случае запуска второго потока, мы будем рады увидеть их в SAS-школе BIOCAD. У сотрудников нашей компании тоже есть возможность принять участие в проекте в качестве преподавателей и наставников, что положительно влияет на их развитие.

— Каковы вообще потребности компании в специалистах SAS?

Ю.Л.: На данный момент по ряду проектов анализом данных клинических исследований занимаются подрядные организации, и мы стремимся к тому, чтобы иметь возможность самостоятельно закрывать все эти задачи. Для этого нам нужно расширять свою команду. При поиске новых кандидатов мы столкнулись с тем, что в России очень мало специалистов с релевантным опытом и знанием языка программирования SAS, существует огромный дефицит рабочих кадров, у специалистов непропорционально завышены зарплатные ожидания и происходит постоянная ротация этих сотрудников между компаниями.

— Какие результаты достигнуты?

А.М.: Нам удалось трудоустроить восемь специалистов: две вакансии были закрыты еще во время проекта, так как двое участников досрочно закончили обучение и были приглашены на постоянную работу в штат компании; после выпускного мы пригласили в штат еще шесть человек. Мы очень гордимся тем, что все 10 участников проекта прошли экзамен уровня Base и получили официальный международный сертификат. После окончания SAS-школы оставшиеся участники смогли попробовать свои силы в сдаче экзамена SAS Advance и шесть из них успешно с ним справились.

Важно и развитие сотрудников компании через преподавание и наставничество: в проект школы вовлечено 28 сотрудников BIOCAD, которые за время курса смогли поделиться своим опытом и знаниями с молодыми специалистами. На основании проведенных опросов для сбора обратной связи у преподавательского состава, работа с молодежной аудиторией и возможность делиться своей экспертизой – одна из дополнительных мотивационных причин работы в компании.

На завершающем этапе обучения участники школы примут участие в анализе реальных данных одного из клинических исследований BIOCAD, результаты которого будут впоследствии использованы для регистрации препарата, который не только принесет прибыль компании, но поможет в улучшении качества жизни и сохранению здоровья тысяч пациентов, страдающих тяжелым заболеванием.

— Пытаетесь ли оценить финансовую эффективность работы школы?

Ю.Л.: Оценить финансовую эффективность проекта можно будет спустя определённое время после его завершения, но у нас уже сейчас есть понимание, что проект экономически выгоден, ведь мы сможем отказаться от услуг некоторых контрактных организаций. Внедрение SAS в обработку огромного массива данных клинических исследований позволяет повысить качество, достоверность и прозрачность расчетов, что значительно снижает риски регуляторных запросов по статистической части. Кроме того, данное ПО позволяет автоматизировать все процессы по созданию листингов, графиков, таблиц для отчетов. Это значительно снижает трудозатраты медицинских экспертов и других сотрудников, вовлеченных в написание больших отчетов (4-8 тыс. страниц), увеличивая скорость работы в 2-2,5 раза – это прямая экономия времени. Более того, это позволяет ускорить подачу документов регулятору для рассмотрения и последующей регистрации инновационных препаратов, в которых так нуждаются наши пациенты. Для нас это очень важно, ведь мы работаем в секторе тяжелых инвалидизирующих нозологий, среди которых онкология, аутоиммунные патологии и другие социально значимые заболевания.

— В чем роль запущенного образовательного проекта для бизнеса компании?

Ю.Л.: Выход фармацевтической компании на новые высокорегуляторные рынки требует соответствия международным стандартам (GMP, FDA). BIOCAD одним из первых начал внедрять в свою работу инструменты аналитики SAS, тем самым повышая престиж российских фармацевтов в мировом сообществе. Создание внутренней программы подготовки редких специалистов позволит компании не зависеть от сложного процесса привлечения опытных специалистов из других организаций, а также от внешних подрядчиков, что обеспечит экономию в десятки миллионов рублей в год.

— Планы развития школы – например, по другим направлениям дата-специалистов и т. п.

Ю.Л.: 11 марта 2022 года у нас состоялся выпускной первого потока школы, сейчас мы планируем обсудить дальнейшую судьбу и развитие проекта.

Теги: SAS Data Award


На ту же тему: