Более года назад был создан Альянс в сфере искусственного интеллекта, в который вошли шесть компаний: Mail.Ru Group, «Яндекс», Сбербанк, «Газпром нефть», РФПИ и МТС. Его изначальная цель – мероприятия, позволяющие ускоренными темпами развивать в России компетенции в области машинного обучения и искусственного интеллекта. Несколько дней назад альянс представил библиотеку AI Russia Works, в которой представлены лучшие примеры применения технологий искусственного интеллекта.
По словам организаторов, к созданию библиотеки решений привел целый ряд предпосылок. Например, IDC оценивает мировой рынок искусственного интеллекта в 2020 году более чем в 150 млрд долл., и через несколько лет он удвоится. В России же рынок решений на базе искусственного интеллекта ничтожно мал и не превышает 200 млн долл. – это существенно меньше, чем можно было бы ожидать. Однако очевидно, что у нашей страны огромный потенциал и ему надо помочь реализоваться – искусственный интеллект способен стать одним из драйверов развития экономики.
На пути к AI-вики
Роман Стятюгин: «Запуская эту библиотеку, мы даем старт самостоятельному проекту: он в дальнейшем будет поддерживаться и теми, кому интересно читать об успешном опыте, и желающими им делиться. Тогда в перспективе сформируется AI-вики» |
«Мы стали оценивать возможности помощи рынку и увидели определенные барьеры, типичные для многих компаний», — отметил Роман Стятюгин, руководитель аналитических сервисов PREDICT Mail.ru Group, играющий роль одного из координаторов библиотеки кейсов. Например, на отечественных предприятиях (разумеется, если не говорить об общепризнанных лидерах рынка) отсутствует информация, как искусственный интеллект может улучшить их показатели – экономить или получать дополнительную выручку. Получается замкнутый круг: спрос компаний недостаточен для активного развития готовых продуктов, а уровень готовности решений пока недостаточен для стимуляции спроса на них.
Рынку требуется добавить прозрачности – информации о том, как решения с использованием искусственного интеллекта помогли их коллегам, и главное – какой экономический эффект был получен. При формировании библиотеки был сделан акцент не на технологии, а именно на бизнес-эффект. Как известно, получить такую информацию бывает непросто. Именно поэтому, по словам Стятюгина, в альянсе решили, что нужна авторитетная база знаний, верифицированная экспертами, о том, в каких индустриях внедряются технологии искусственного интеллекта и какие результаты приносят.
«Запуская эту библиотеку, мы даем старт самостоятельному проекту: он в дальнейшем будет поддерживаться и теми, кому интересно читать об успешном опыте, и желающими им делиться. Тогда в перспективе сформируется AI-вики, которую сообщество будет самостоятельно развивать и дополнять», — считает Стятюгин. Кроме того, ежегодно будут награждаться лучшие из представленных проектов.
«Мы демонстрируем кейсы, которые позволяют вдохновиться и заняться их тиражированием», — заявил Кирилл Булатов, генеральный директор Альянса в сфере искусственного интеллекта. По его словам, сейчас в библиотеке собраны более 40 примеров успешных внедрений в российских организациях самых различных отраслей с доказанной эффективностью. 80% кейсов уникальны и нигде не публиковались, причем 40% из них представляют внутренние разработки предприятий. Основные сферы их применения – производство, маркетинг и клиентский сервис, а один даже направлен на формирование стратегии.
Кирилл Булатов: «Мы демонстрируем кейсы, которые позволяют вдохновиться и заняться их тиражированием» |
Составители библиотеки «целятся» в средний и топ-менеджмент компаний самых разных сфер. При отборе кейсов оценивают, насколько быстро окупилось решение, каким образом влияет на рост выручки или снижение расходов, рост производительности и качества продукции. При этом обязательно наличие внутри созданного решения не только «интеллектуальной начинки», но и доказанного количественного эффекта, в том числе подкрепленного финансовой отчетностью и проведением независимых аудитов.
Эффект – сто миллионов
Одним из проектов, описанных в библиотеке AI Russia Works, стал проект в Росэлторге – крупнейшей электронной площадке, на которой проходят государственные и корпоративные закупки; в год там проходит около миллиона тендеров на общую сумму 4-5 трлн руб. В компании накопился огромный объем информации о проводимых торгах, их участниках и победителях, а также исполнении ими договоров. Главной решаемой задачей стало повышение конкурентности торгов. В этом цели организатора и заказчика схожи: для «Росэлторга» тоже важно успешное закрытие тендеров – ведь они берут плату с победителей.
Андрей Кашутин: «Мы столкнулись с тем, что достигли потолка по успешному закрытию торгов. Повысить эффективность в этой области помогли именно технологии машинного обучения» |
«Мы столкнулись с тем, что достигли потолка по успешному закрытию торгов. Повысить эффективность в этой области помогли именно технологии машинного обучения. Было важно более таргетированно приглашать поставщиков к участию в закупочных процедурах, не превращать эти приглашения в спам – разобрать несколько сотен приглашений в день абсолютно нереально», — рассказал Андрей Кашутин, первый заместитель генерального директора Росэлторга. На основе анализа данных удалось построить модель, которая позволяет четко понимать, кто из потенциальных участников с большей вероятностью будет участвовать в конкретной закупочной процедуре – с учетом его прошлых действий, географии, анализа семантики лота. После этого стали делать узкие, но таргетированные рекомендательные подборки для поставщиков – в 8 случаях из 10 удается угадать, что поставщику тендер интересен, и он подает документы на участие в нем. В результате площадка на 5,3% подняла число успешно закрываемых лотов, это довольно большие деньги.
Кроме того, требовалось предсказать, какие торги рискуют остаться незавершенными, а значит им требуется уделять повышенное внимание: настойчивее звать в них участников, обеспечивая конкурентность, – возможно, даже звонить и убеждать. Машинное обучение позволяет довольно хорошо выявлять такие закупки.
«В 30-40% случаев мы заблаговременно понимаем, что число участников не превысит одного, а значит лот не будет закрыт и мы не получим свою комиссию. В этих случаях все усилия маркетингового центра направляются на то, чтобы все-таки сделать торги конкурентными», — сказал Кашутин. И компании все лучше это удается: за первый год работы этого проекта была получена дополнительная выручка более 100 млн руб.
Маркетплейс моделей
«Создание библиотеки верифицированных кейсов крайне важно. Видя доказанный эффект, многим заказчикам будет проще сделать первый шаг – возможно, даже пропустив этап пилотного проекта или существенно сократив его. Это позволит российскому рынку развиваться быстрее зарубежного», — подчеркнул Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ.
Не менее важно в рамках создания библиотеки «умных» решений каталога предобученных моделей для решения практических задач. Это принципиально важный вопрос: обмен информацией создает базис для развития технологий, а наличие готовых продуктов дает импульс для их внедрения.
«Мы бы очень хотели, чтобы наша деятельность привела к появлению библиотеки предобученных моделей или даже маркетплейса моделей», — признал Стятюгин. Перейти от информирования и популяризации непосредственно к предоставлению готовых решений было бы правильным шагом. Но для этого рынок должен немного созреть. Искусственный интеллект может выступать вишенкой на торте, но для нее нужна надежная основа – от инфраструктуры и наличия качественных данных до редизайна производственных процессов и встраивания в них интеллектуальных решений.