Развитие велосипедной инфраструктуры в России существенно отстает от любой развитой страны. Проект «Велогород.online» ставит своей целью сделать города безопасными для всех: автомобилистов, велосипедистов и пешеходов, — и направлен на сбор данных о велосипедном трафике. Важно помочь исследователям лучше изучить жизнь города, правильно распределить ресурсы и возвести велосипедную инфраструктуру именно там, где это наиболее важно. О реализации проекта рассказывает Илья Абросимов, генеральный директор Исследовательского центра городских технологий и урбанистики.
— Как появилась платформа «Велогород.online», что стало мотивом ее создания?
Транспортная система города — это в некотором смысле живой организм. Она растет и развивается по определенным законам. Эти законы транспортные инженеры, подобно ученым-биологам, изучают годами, наблюдая за процессами и собирая огромное количество данных. Современные города изменяются с оглядкой на эти законы, и существуют десятки, если не сотни очень приличных работ про общественный транспорт, личные автомобили и даже пешеходов.
А вот про велосипедный трафик известно довольно мало. Зато стереотипов про велосипеды в России превеликое множество: «не тот климат», «транспорт для нищих», «ездят в основном спортсмены» — можно продолжать долго, список окажется довольно внушительным. Работать с этими стереотипами можно только одним способом — с помощью объективных данных.
Ежедневно стоять на перекрестках с листком бумаги и карандашом — довольно нудная и ресурсоемкая задача, поэтому идея цифрового решения лежала на поверхности. В 2020 году плавный рост интереса к велосипедам сменился на резкий скачок, а в разгар пандемии COVID-19 появился новый спрос на альтернативу общественному транспорту и транспорту для курьеров. Как следствие, у городских планировщиков появилось много вопросов, на которые «Велогород.online» и помогает найти ответы.
— Каких целей пытаетесь достичь? Почему это важно?
Проект ставит своей целью сделать города более эффективными и безопасными для всех: автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Мы хотим помочь градостроителям, проектировщикам и урбанистам лучше изучить жизнь города, правильно распределить ресурсы и возвести инфраструктуру именно там, где это наиболее важно. При этом мы автоматизируем самую объемную и нудную работу по сбору, валидации, систематизации и визуализации данных.
По сути, существует всего два подхода к созданию современных мультимодальных городов. Первый — переделывать всё и сразу. Такой подход довольно дорог, и позволить его себе могут только пара-тройка городов России. Второй — эффективно вкладывать средства и модернизировать инфраструктуру сначала там, где это жизненно необходимо. Этот подход доступнее, и единственная возможность его реализовать — использовать данные.
— Что представляет собой платформа?
Платформа представляет собой распределенную базу данных, расположенную на нескольких серверах-узлах на территории страны. На каждом узле также находится набор программных модулей для сбора, обработки и визуализации различных наборов данных: в непрерывном режиме собираются данные с фитнес-трекеров и прокатов, климатические и экологические данные, данные о безопасности на дорогах и даже о ценах на топливо в регионе. Доступ к данным пользователи получают через одноименный веб-сайт «Велогород.online».
На платформе развернута карта ДТП с большим количеством инструментов аналитики, что позволяет на ранних этапах обнаруживать «узкие места» в инфраструктуре и оперативно принимать решения по их устранению. Она интегрирована с самым популярным приложением для велосипедистов Strava, погодными и другими сервисами.
Также с платформой связан Telegram-бот, через которого пользователи могут пожаловаться или наоборот похвалить конкретное инфраструктурное решение для велосипедистов. Бот передает сообщение на модерацию, а после нее – в специальный канал, на который подписаны представители администрации города. Быстро, анонимно и только по делу.
Сейчас мы также работаем над интеграциями с системами распознавания образов на улично-дорожной сети и собственным мобильным приложением, мотивирующим людей к поездкам на немоторизованном транспорте и прогулкам пешком.
— На кого платформа ориентирована, кто ключевые пользователи?
У платформы два основных вида пользователей: генераторы данных и их потребители. Генерируют данные сами велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности, а потребляют их в обработанном виде проектные организации и администрации городов.
Особенность платформы заключается не только в полной автоматизации процесса сбора и обработки данных, но и в привлечении реальных пользователей к развитию инфраструктуры. Становясь частью системы, у пользователя формируется чувство сопричастности и понимание того, что без лишних временных и ресурсных затрат в инфраструктуре будут учтены его интересы.
Про бизнес мы тоже не забыли, и кое-какие полезные инструменты для владельцев веломагазинов, мастерских и прокатных сервисов у нас тоже в скором времени появятся.
— Каков фундамент? На каких технологиях работает решение?
Пока это небольшая «солянка», где фоновые ресурсоемкие операции с данными выполняются на Python, базовые манипуляции происходят на веб-сервере под управлением Apache, а интерфейсы пользователя доступны благодаря отечественной системе управления контентом «1C-Битрикс: Управление сайтом». Интерактивные графики мы предпочитаем рисовать сами, используя JavaScript, язык разметки векторной графики SVG и мощности библиотеки D3.js.
Большую часть алгоритмов пришлось разрабатывать самостоятельно, ориентируясь на современные работы по транспортному планированию и моделированию, адаптируя методы обработки под велосипедный трафик. Планируем подробнее рассказать про это в научных публикациях в ближайшее время.
— Где уже используется платформа, каких ключевых результатов удалось добиться?
Нашими пилотными регионами стали Южно-Сахалинск и Якутск. При довольно суровом климате и некоторых экологических особенностях, микромобильность в этих городах существует и развивается. Флагманом с точки зрения результатов бесспорно является Южно-Сахалинск, где у центра развития городской среды получилось серьезно продвинуть город в вопросах мультимодальных улиц. Благодаря собранным данным удалось обосновать более 30 км велосипедной и велопешеходной инфраструктуры, оборудовать более 20 специальных велопереездов на перекрестках. Более того, город стал претендентом на звание велосипедной столицы России, как бы странно это ни звучало. Летние фотографии Южно-Сахалинска уже можно будет легко спутать с фотографиями небольших улиц европейских городов.
Мы собрали лучшие data-driven практики Южно-Сахалинска и планируем в этом сезоне внедрить их в Калининграде и еще нескольких региональных центрах.
— Каким должен быть эффект после масштабирования платформы на всю территорию России?
Последние большие исследования в городах-миллионниках показывают, что на текущий момент только около 20% всей возведенной велоинфраструктуры являются эффективными. Остальные же 80% практически не востребованы, так как возведены в неправильном месте и в неправильное время. Мы работаем над тем, чтобы развернуть эту печальную пропорцию в противоположную сторону.
Кроме того, ежегодно в ДТП погибают или получают травмы в среднем 4 велосипедиста на каждые 100 тыс. населения — это огромные числа в масштабах страны! Ситуация не меняется на протяжении семи последних лет, но мы очень надеемся, что продуманная инфраструктура, опирающаяся на данные и лучшие практики, поможет сделать города более безопасными для велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности.
— Каковы направления развития платформы?
Мы понимаем, что велоиндустрии и бизнесу в целом сейчас будет нелегко, поэтому в первую очередь работаем над тем, чтобы включить в нашу платформу решения для бизнеса. Спектр инструментов довольно широк: от суперточного таргетинга и интеграций с системами лояльности до решения для развития ESG-принципов на крупных предприятиях.
В технологическом плане основными направлениями на ближайший год-два станут распознавание образов для полного автоматического расчета модального расщепления на городских улицах, а также собственное мобильное приложение и перевод системы из сервер-серверной плоскости к туманным вычислениям.