«ИТ-ночь на Ивана Купала» — традиционная встреча цифровых управленцев, с которой начинается отсчет очередного года сообщества «я-ИТ-ы», прошла насыщенно и плодотворно. Съехавшиеся со всех концов страны ИТ-руководители обсуждали интересные исследования и кейсы, делились полезным опытом, разбирали свои ошибки и тренировались в управленческих поединках. «я-ИТ-ы» активно растет и развивается: каждый день в сообщество добавляется один новый ИТ-управленец, сообщил один из учредителей сообщества «я-ИТ-ы» Павел Клепинин.
В числе обсуждаемых ИТ-директорами тем снова актуализировались вопросы эволюции роли ИТ-подразделений и необходимости ИТ-бизнес-партнеров. Согласно исследованию «Монитор технологий» компании РДТЕХ, в 28% компаний, опрошенных в прошлом году, ИТ-подразделение – это основной драйвер цифровой трансформации. При этом 48% ресурсов ИТ-подразделений направлено на разработку цифровых продуктов и сервисов.
Павел Клепинин: «Каждый день в сообщество добавляется один новый ИТ-управленец» |
Некогда модный тренд на превращение ИТ-руководителей в ИТ-бизнес-партнеров так и не стал доминирующим, но и не растворился совсем. Как рассказала Людмила Трофимова, директор по цифровому развитию Президентской Академии РАНХиГС, опрос резидентов сообщества «я-ИТ-ы» подтвердил предположение, что массового появления ИТ-бизнес-партнеров не наблюдается, поскольку результаты запуска этой активности не стабильны и больше зависят от личных особенностей конкретного исполнителя, чем от системно выстроенной работы ИТ-бизнес-партнеров. Тем не менее, у 40% опрошенных в компании есть либо выделенная должность, либо роль ИТ-бизнес-партнера. Причем лидируют роли, связанные с глобальным развитием ИТ-функции и формированием отношений с заказчиком. ИТ бизнес-партнер – это специалист, который умеет вести диалог на уровне первых лиц компании/функции, обладает стратегическим видением и понимает взаимосвязь бизнес-задач с ИТ-решениями. По аналогии с семейным доктором он знает историю «болезни» своего бизнеса, персональные особенности, владеет полным «анамнезом», и его цель — упреждающе работать на сохранение «здоровья». Ключевые компетенции ИТ-бизнес-партнера явно связаны с цифровизацией бизнес-процессов: он должен знать бизнес-процессы функции и имеющиеся на рынке ИТ-решения, которые позволяют их автоматизировать, а также уметь инициировать и реализовывать необходимые проекты цифровизации. По мнению участников дискуссии на ИТ-Купале, наличие ИТ-бизнес-партнера ускоряет принятие управленческих решений, так как коммуникации входят в число его основных задач.
Людмила Трофимова: «Новые роли появляются тогда, когда влияние ИТ на эффективность бизнеса становится очень высоким» |
Стать хорошим ИТ-бизнес-партнером способен далеко не каждый айтишник. Хорошо справятся с этой ролью бывшие ИТ-директора, бизнес-аналитики и бизнес-архитекторы, главные по развитию ИТ, проектные менеджеры. И совсем не подходят на эту роль ответственные за инфраструктуру, пресейлы, ИТ-архитекторы и аналитики данных. Подавляющее большинство респондентов считает, что ИТ бизнес-партнеры не нужны абсолютно всем компаниям и на появление этих позиций в оргструктуре в большей мере влияет масштаб холдингов.
В целом решающее влияние на появление новых ролей в ИТ оказывают не масштаб компании, ее зрелость, корпоративная культура или численность ИТ, а степень влияния цифровизации на эффективность бизнеса. Чем больше эффективность бизнеса зависит от ИТ-инструментов, тем сильнее это вынуждает ИТ-функцию эволюционировать, выстраивая новые эффективные модели работы.