Прошлый и нынешний годы невозможно рассматривать без учета сложившейся ситуации с пандемией COVID-19 и эффекта, оказанного ею на весь бизнес. В новой реальности компании не могут позволить себе дорогостоящие и трудозатратные эксперименты. Результаты нужно получать в два раза быстрее, бюджеты — сокращать вдвое, а эффекты должны быть существенными и ощущаться сразу.
В эпоху глобальных потрясений аналогии с биологической эволюцией напрашиваются сами собой. Один из способов выживания в природе — возникновение и развитие самых разнообразных экосистем: содружеств различных биологических форм, помогающих друг другу адаптироваться и выживать в изменившейся среде благодаря получению дополнительных качеств от партнеров.
Вадим Пестун , партнер и директор по технологиям и цифровой трансформации BCG, рассказал о концепции «бионической компании», а также о возможностях запуска эволюционных механизмов и необходимых условиях для создания в компании устойчивых экосистем. Более подробно о его взглядах можно будет узнать на ежегодном форуме « [it]MF 2021. Управление сервисами и процессами цифрового предприятия », который издательство «Открытые системы» проведет 2 июня.
- Почему при описании эволюции в ИТ вы используете аналогии из биологии? Так проще объяснить бизнесу или есть какая-то другая причина?
В СССР была популярна бионика — прикладная наука о применении в технических областях принципов живой природы. Зачастую наблюдаемые нами процессы действительно очень похожи на биологическую модель: например, взаимодействие людей, технологий и бизнеса.
В природе есть такое интересное явление, как экосистемы, в которых сосуществуют разные биологические формы. При этом они не паразитируют и не поедают друг друга, а создают условия, способствующие процветанию своих видов. В жизни мне приходилось видеть странные живые экосистемы в Азии и Африке. Общее у них то, что они возникают в случаях, когда одному виду сложно выживать.
Мы находимся в похожей ситуации: пандемия поставила нас в условия, когда компаниям приходится очень непросто. Старые проверенные связи перестали работать в силу ограничений, а в области ИТ «старый мир» перестал удовлетворять потребности бизнеса. Когда все рушится — от логистических до производственных процессов — выстроенная архитектурная модель управления бизнесом вынуждена изменяться: слишком многие связи разорвались.
- Какие последствия это имеет для компаний?
Надо прекращать строить большие и сложные системы, которыми все увлекались раньше. Во-первых, ресурсов стало меньше. Во-вторых, люди, технологии и процессы оказались настолько тесно связаны друг с другом, что непонятно, как этот гордиев узел распутать. Построение внутри компании централизованных, хорошо выстроенных и сбалансированных систем приводит к их разрушению даже при незначительном воздействии.
Природа в таких случаях использует механизм экосистем. Они очень устойчивы ко всем изменениям. Кроме того, для их выживания не требуется искать долгосрочные оптимальные решения — напротив, они развиваются, делая небольшие конкретные шаги, дающие немедленный эффект.
Нам также следует использовать похожую тактику. Применение облачных технологий начинает размывать традиционную ИТ-архитектуру компаний. Этот процесс начался уже около пяти лет назад, но сейчас сильно ускорился. Он приводит к тому, что нет необходимости выстраивать единую прочную архитектуру — наоборот, создаются микросервисы. В этом и видится будущее автоматизации. Однако надо учитывать, что компании слишком долго инвестировали в создание корпоративного ИТ-ландшафта. Созданные системы все еще работают, и необходимо их максимально использовать, пытаться обеспечить возможность доступа к данным, которые в них «живут», для решения сиюминутных задач.
«Сиюминутных» — это важно. Бизнесу сейчас нужна немедленная выгода. Если он решил идти эволюционным путем, ориентируясь на короткий горизонт, ему важно получать ощутимый эффект за очень короткий промежуток времени. Система, построенная для решения такой задачи, не может быть огромной и, возможно, должна быть удалена от привычного разработчика — ИТ-компании или ИТ-отдела.
- То есть речь идет о разработке систем силами бизнеса?
Похоже, мы возвращаемся к подходам 1990-х годов, когда каждый заводик разрабатывал для себя собственную бухгалтерию. Только сейчас это будет происходить с применением современных инструментов low-code, легко осваиваемых бизнес-пользователями. Имея необходимые инструменты, они могут сами поставить задачу и решить ее. Необходим лишь доступ к данным.
Это возможно за счет создания над традиционными корпоративными системами нового слоя разделенных данных. К нему легко обеспечить доступ, и он не вступает в конфликт с существующими системами. Именно такой подход позволяет решать узкие задачи, встающие перед бизнесом.
- Что вы понимаете под «бионической компанией»?
Это компания, которая функционирует как экосистема: правильно определяет свои цели с точки зрения бизнеса и правильно выстраивает организацию, благодаря чему в ней не пропадают таланты и не исчезают зерна новых ИТ-решений. В ней правильно расставлены акценты с точки зрения развития технологий.
- О какой смене парадигм в ИТ-архитектуре бионических компаний идет речь?
Известная всем пирамида стандарта ISA-95 (международный стандарт, призванный обеспечить возможность взаимодействия систем управления бизнесом и производственных информационных систем. — Прим. ред . ), состоящая из многих уровней, хорошо структурированная и понятная, будет размываться. Часто вычисления будут производиться не централизованно (отдельно от сенсоров и датчиков, собирающих данные), а прямо на месте — сейчас это называется «граничные вычисления» (edge computing). Нет необходимости выстраивать сложную сеть передачи данных и отправлять показания датчиков в ЦОД. Их можно обработать на месте и немедленно использовать. Привычная нам структура, когда «мозг» отделен от исполнительных элементов, исчезает. Интеллектуальная составляющая появляется везде.
- Что должно стать основой бионической компании? Цифровая платформа данных?
Основная идея заключается в модульности системы и наличии разделенного слоя данных. Традиционные системы, обозначаемые трехбуквенными аббревиатурами, фактически являются оболочкой, построенной над данными. Чтобы до них добраться, существовали «правильные», общепринятые способы, использующие функции, описанные в этих системах. Были и недокументированные методы прямого доступа к данным, которые не одобрялись производителями.
Мы предлагаем на время извлекать данные и создавать из них отдельный, открытый для использования уровень, являющийся двойником данных, размещенных в системах. Над этим озером данных создаются микросервисы. Нижележащий уровень унаследованных систем тоже может использовать результаты этих вычислений.
- Какие принципы необходимо соблюсти?
Созданная архитектура компании должна позволить включить в процесс разработки не только «айтишников», но и бизнес — то есть создать кросс-функциональную команду. Как только появляется такая команда, возникают agile-подходы. И наконец, разработка на открытом коде снижает риски, связанные с зарубежными решениями.
За счет этого возможен серьезный рывок: создаем архитектуру, которая позволяет включить в процесс «ИТ-творчества» бизнес-пользователей, и при этом даем возможность бизнес-партнерам развивать этот подход, реализуя собственные решения. Получается настоящая экосистема, состоящая из большого числа микросервисных приложений, взаимодействующих друг с другом не напрямую, а через уровень данных.
Подобные экосистемы, созданные на базе микросервисов и использующие сильные стороны созданных ранее «тяжелых» решений, дадут толчок дальнейшему развитию компаний. Это будет быстро, довольно дешево и эффективно.
- Запуск эволюционных механизмов в компаниях — то, о чем мечтают многие. Какую тактику действий можно предложить? Какие организационные изменения нужны?
Нет необходимости строить что-то огромное. Нужна тактика маленьких прагматичных шагов. Мы рекомендуем подход минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP). На таком продукте можно за пару недель протестировать модель и убедиться в том, что решение работает.
Например, в одной из компаний, в которую мы пришли с этими идеями, был проведен внутренний конкурс на создание нескольких MVP. Из десятков решений выбрали 4–5 наиболее интересных: бизнес отбирал задачи и по приоритетности, и по скорости реализации. Таким образом, мы не только показали бизнесу перспективные задачи, но и попытались обучить людей внутри компании, вокруг которых запустятся эволюционные процессы. Мы дали механизм того, как искать MVP, как создавать кросс-функциональные команды, как создавать технические продукты, с помощью которых можно решать задачи.
- О чем вы расскажете на форуме [it]MF?
Мы живем в эпоху перемен, и эти перемены требуют изменений внутри компании. Любая организация сопротивляется изменениям, но чем раньше она начнет понимать их необходимость, тем больше имеет шансов преуспеть в адаптации к новым условиям.
Мы видим эту адаптацию в виде создания бионической компании на стыке нескольких направлений. Во-первых, это правильное использование данных, во-вторых, правильное построение кросс-функциональных команд внутри новых компаний, где границы между бизнесом и ИТ размыты. Наконец, правильная фокусировка бизнеса на важных быстрорешаемых задачах. Как показывает практика, переход от глобальных проектов к коротким эффективным шагам тоже является непростой задачей.