Большинство компаний в начале своего путешествия в цифровой мир переживают своеобразный «медовый месяц». Инвестиции выделяются в достаточном объеме, и все участники проекта верят, что вместе они способны многое изменить. Однако вскоре обстановка меняется. Оказывается, что традиционные бизнес-процессы не так-то просто изменить, ценность проводимых изменений начинает вызывать вопросы, а инвестиции ограничиваются.
Внимание компаний в начале проектов сосредоточено на создании новых ИТ-возможностей. Например, им необходимо подходящее хранилище данных и вычислительные мощности в облаке, чтобы встроить в бизнес-процессы аналитику Больших Данных или технологии Интернета вещей, новые решения по безопасности для управления клиентскими данными. Но на этом этапе ИТ воспринимаются как «дело ИТ-департамента», а бизнес-процессы – как «дело бизнеса». Никто никому не наступает на ноги, а эффективность проектов вполне измерима.
Но после внедрения новых технологий начинаются проблемы с проведением изменений. Запуская дорогостоящий цифровой проект, бизнес-руководство хочет знать, что получит в качестве эффекта. Однако традиционные метрики ИТ-проектов в этом случае неприменимы.
Кроме того, чтобы новые системы приносили бизнес-пользу, необходима перестройка бизнес-процессов и организационные изменения. ИТ сами по себе не осуществят трансформацию. Это и усаживает компанию в «цифровое корыто». Если не преодолеть проблемы, приведшие в него, ситуация будет только ухудшаться.
Главная возможность избежать возникновения проблем – прояснение стратегических задач проекта. Четкая цель делает возможным создание адекватных показателей эффективности проекта.
Кроме того, команда проекта цифровой трансформации должна быть кросс-функциональной и отвечать за формирование непротиворечивых задач. Согласование целей важно на всех уровнях – от стратегического до индивидуального.
Наконец, ИТ должны сформировать у бизнеса реалистичные ожидания относительно будущих проблем проекта. Некоторые из них появляются внезапно, и важно быть готовым к ним.