Вестник цифровой трансформации

Что тормозит внедрение ИИ
Что тормозит внедрение ИИ




19:37 28.11.2023  |  1298 просмотров



«Рексофт Консалтинг» выпустил исследование по проблематике, с которой сталкиваются специалисты российских компаний в ходе разработки и внедрения решений на базе искусственного интеллекта. В его рамках рассмотрены возможные пути преодоления возникающих трудностей.

По результатам проведенных интервью экспертами «Рексофт Консалтинг» были выделены пять ключевых областей, в которых сосредоточены основные трудности, не позволяющие эффективно внедрять ИИ-решения в российских компаниях:

  • Взаимодействие Data-специалистов с бизнес-заказчиком
  • Данные
  • Управление разработкой и технологии
  • Передача в эксплуатацию и поддержка ИИ-решений
  • Поиск, удержание и развитие Data Science специалистов.

Среди наиболее частых причин возникновения трудностей при взаимодействии data-специалистов с бизнес-заказчиком называются такие как завышенные ожидания бизнеса, нежелание бизнеса трансформироваться и неадаптированная корпоративная культура. Наиболее остро они проявляются в случае, если бизнес инвестирует в ИИ, но не достигает эффекта и испытывает затруднения с приживаемостью решений. Для их успешного внедрения бизнес-заказчикам необходимо быть готовыми трансформировать свою операционную модель.

В блоке данные фигурируют такие корневые причины, как недостаточный уровень автоматизации бизнес-процессов, низкий уровень зрелости инфраструктуры данных, низкое качество исходных данных и длительный процесс их получения, неадаптированные для цифровых решений на базе ИИ процессы сбора и управления данными. Трудности, связанные с данными, всегда охватывают не только ИИ-разработку, но и всю компанию из-за отсутствия единых требований и настроенных процессов. Проблематика в части данных характеризуется тезисом «новые проблемы, старые решения» – прежде чем приступать к Data Science, необходимо отладить и адаптировать процессы, связанные с управлением данными.

Технологический стек для разработки решений на базе ИИ постоянно меняется и развивается. Здесь data-специалисты выделяют отсутствие стандартов ИИ-разработки и гибкого подхода при прототипировании ИИ-решений, а также отсутствие сформированного подхода к работе с внешними разработчиками ИИ-решений.

В сегменте передачи в эксплуатацию и поддержки ИИ-решений специалисты отмечают отсутствие выстроенного процесса передачи в эксплуатацию и четких критериев приемки решений, а также то, что подходы ИБ не адаптированы к внедрению решений ИИ и оценке его рисков. Для минимизации барьеров, с которыми сталкиваются компании при масштабировании пилотных ИИ-решений, необходимо заранее договариваться о критериях успеха и продумывать модель поддержки. Критически важно до старта проекта определить и согласовать подход к оценке экономического эффекта со всеми заинтересованными сторонами, а также выстроить долгосрочную систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.

Особенную озабоченность у опрошенных экспертов вызывает задача поиска, удержания и развития специалистов Data Science. Существующие во многих российских компаниях HR-процессы поиска, найма, адаптации и удержания персонала не адаптированы для data-специалистов. Недостаток так называемых Т-shape специалистов, имеющих широту знаний и дополнительные навыки в смежных сферах, обостряет разрыв между бизнесом и Data Science. HR в сложившейся ситуации не понимает, как развивать последних и адаптировать первых. Организационные структуры и функционально-ролевые модели ИТ во многих российских компаниях не успели адаптироваться к системному внедрению решений на базе ИИ, что размывает распределение ответственности и роль Data-специалистов.

Теги: Автоматизация предприятий Искусственный интеллект Рексофт