Классическая верхнеуровневая иерархия подразделения разработки представляет собой пирамиду. В ее основании находятся специалисты начального уровня (Junior), посередине – более опытные (Middle), а на вершине – эксперты (Senior). Такая структура позволяет команде органично распределять задачи, грамотно функционировать и по мере роста компетенций каждого сотрудника обеспечивать «конвейер»: наиболее талантливые разработчики из новичков со временем поднимаются до уровня Middle, а те, в свою очередь, «подпитывают» класс специалистов уровня Senior. Последние, благодаря своим компетенциям и опыту, являются самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в этой иерархии, но берут на себя наибольшую ответственность и принимают самые сложные решения.
Как отмечают эксперты, сейчас эта пирамида, по сути, перевернулась основанием вверх. Перед командами разработки их внутренние или внешние клиенты ставят сложные, нестандартные, оперативные цели, требующие серьезной экспертизы. Зачастую заказчики выдвигают требования о том, чтобы разработчики сами ставили себе задачи и моментально вникали в процесс. В результате наиболее востребованным специалистом на рынке оказывается именно Senior, его стоимость растет. В то же время разработчик-Junior не может найти работу. Нормальная работа «конвейера» оказывается нарушенной.
Ситуация усугубляется тем, что большинство заказчиков, берущих под свое управление команды разработчиков, не имеют отстроенных процессов планирования и ведения проектов по разработке ПО. Им просто удобнее управлять командой, состоящей из Senior-специалистов, таким образом нивелируя собственную невысокую эффективность.
Рынок способен к саморегуляции, но в 2023 году еще будет наблюдаться рост зарплат Senior-специалистов и их дефицит на рынке труда.