В ходе исследования были проанализированы мировые инициативы в этой области с 1970-х годов по текущей момент. В пул исследования входили как развитые западные страны, так и развивающиеся экономики. В частности, эксперты проанализировали успешный опыт государственных и частных институтов КНР (Китайского центра компетенций «China Competence Center»), Малайзии (Офис цифровых инвестиций DIO, Государственную программу развития Industry4WRD), Саудовской Аравии (Центра развития индустриальных компетенций) и Германии (Индустриального сообщества Global German Mining Network).
Резюмируя общемировой опыт, аналитики «Рексофт Консалтинг» выделили следующие ключевые компоненты успеха:
- Создание центров компетенции, сосредоточенных на разработке и производстве решений для локального рынка, но с обязательным последующим масштабированием за пределы страны (Китай, Малайзия).
- Организация центров развития индустриальных компетенций для подготовки и обучения квалифицированных кадров адресно под запросы различных отраслей индустрии (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия).
- Создание Офисов цифровых инвестиций, которые оценивают, анализируют и координируют цифровые инвестиционные проекты – например, инициативы в области развития кадрового потенциала, сетей цифровой инфраструктуры и др. (Малайзия).
- Активное участие частных компаний в создании международных и локальных промышленных сообществ (при поддержке государства) в виде платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямым контактам, обмен опытом и др. (Китай, Германия).
- Реализация государственных программ финансирования, направленных на усиление возможностей локальных вендоров по разработке, адаптации и поставке решений для частных производств, государственных компаний и крупных корпораций – гранты малым наукоемким предприятиям, кредиты с государственной гарантией или субсидированной процентной ставкой (Китай, Малайзия, Германия).
- Создание специализированных фондов и агентств для поддержки экспортоориентированных инициатив компаний-разработчиков ИТ-решений (Малайзия, Китай).
Как подчеркивают аналитики, российский подход, основанный на консолидации усилий якорных предприятий отрасли и ключевых вендоров, одновременно с возможностями получения государственной поддержки, в целом соответствует успешному международному опыту. Вместе с тем, настораживает факт недостаточной ориентации на создание именно экспортного, а не локального продукта, выходящего за рамки интересов одного-двух якорных заказчиков. Ситуация также осложняется трудностями координации интересов корпораций – членов ИЦК (индустриальных центров компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики), а также настороженным отношением к государственному финансированию, когда речь идет, по сути, о венчурной модели инвестиций. Российский подход с созданием ИЦК рассчитан на среднесрочные результаты в течение двух лет и может дать длительный кумулятивный эффект на горизонте 10-12 лет. В этой стратегии ИЦК займут позицию координаторов развития промышленности по вопросам импортозамещения в ближайшем периоде, а в дальнейшей перспективе они смогут играть роль тренд-сеттеров технологий и платформ для взаимодействия между индустриальными компаниями и разработчиками.