По прогнозам PwC, объем мирового рынка подключенных автомобилей в денежном выражении в ближайшие пять лет вырастет более чем в трое и к 2021 году превысит 122 млрд евро. Крупнейшими сегментами рынка останутся системы обеспечения безопасности, автономного вождения и информационно-развлекательных услуг. На их долю в совокупности придется 83% рынка.
Одним из наиболее перспективных направлений является автономное вождение. Автомобильные концерны, а также Google и Apple, активно инвестируют в создание беспилотных автомобилей. Например, совсем недавно Apple впервые публично признала наличие у нее планов разработки беспилотных автомобилей. В октябре Tesla Motors анонсировала внедрение полноценной системы автопилота. Ожидается, что к 2020 году подключенные автомобили будут выпускать практически все гиганты автопрома – Daimler, Volvo, Nissan, Audi, Tesla, Ford, Toyota, Mercedes-Benz и др.
В большинстве развитых стран, а также в России и Китае, реализуются долгосрочные инициативы в области подключенных и беспилотных транспортных средств, интеллектуальной транспортной инфраструктуры. В частности, бюджет программы Connected Car в США на ближайшие 10 лет составит 4 млрд долл. В России часть проектов по модернизации транспортной инфраструктуры приурочена к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Эти проекты входят в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.». Кроме того, разрабатывается инициатива «АвтоНэт», в рамках которой к 2018 году в автомобилях российского производства планируется внедрение систем помощи водителю (ADAS), а к 2035 году – достижение полной автономности транспортных средств.
Основные проекты в области Connected Cars в России
В настоящее время рынок подключенных автомобилей в России находится на этапе своего становления и существенно, за исключением отдельных сегментов (например, мониторинг и управление автопарком), отстает от рынков развитых стран. Оптимистичные прогнозы в отдельных сегментах российского рынка (например, умное страхование, «ЭРА-ГЛОНАСС» и пр.) пока не подтвердились реальными показателями. Возможное расширение ряда «непопулярных» проектов (прежде всего «Платон») может вызвать очередной виток социальной напряженности и поэтому с большой долей вероятности не будет принято в ближайшей перспективе. Тем не менее, в более долгосрочной перспективе рынок может получить существенный импульс. Например, в Правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками», записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства.
Концепция подключенного автомобиля в России реализуется в основном в рамках крупных государственных проектов. При этом основным препятствием для более динамичного развития рынка являются закрытые платформы и решения, несовместимые между собой, что противоречит самой идее Интернета вещей.
Как считают аналитики, одним из вариантов решения проблем внедрения Интернета вещей на транспорте могли бы стать единые платформы по управлению грузовыми и пассажирскими перевозками, которые могли бы объединить всех эффективных участников рынка. Создание системы мультимодальных грузовых и пассажирских перевозок могло бы привести к снижению стоимости перевозок и повышению их качества, обеспечило бы рост деловой активности регионов и повысило бы мобильность граждан. Дополненные платформой по контролю транспортной инфраструктуры, эти платформы могли бы стать основой для развития электронной коммерции нового поколения, которая максимально бы уравняла возможности участников рынка независимо от географии, позволила бы максимально приблизить клиента к производителю, поддержать импортозамещение и снизить цены на продукцию.
Умное страхование
По данным Всероссийского союза страховщиков, объем рынка страхования КАСКО в 2015 году снизился на 14%. По базовому прогнозу RAEX, в 2016 году он сократится еще на 9-12%. Падение взносов связано с сокращением продаж автомобилей и отказом части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене.
Предполагалось, что для поддержания интереса к страхованию КАСКО со стороны населения страховщики будут усиленно продвигать продукты с использованием телематических устройств, которые позволят снизить стоимость страховой защиты. Однако рынок страховой телематики в 2016 году не показал прогнозируемого взрывного роста, и доля «умных» полисов в общих продажах КАСКО осталась на уровне около 1%. Несколько страховых компаний фактически ушли с этого рынка, рост направления умного страхования у остальных участников был ограниченным, а результаты деятельности новых игроков (например, проект умного страхования Smartdriving.io от компании «Лаборатория умного вождения») пока неизвестны.
Сдерживающим фактором развития КАСКО с телематикой является довольно высокая стоимость установки и использования устройств, которая составляет порядка 10-15% от
стоимости полиса. Большая часть страховых компаний, предлагающих умное страхование, устанавливают телематические устройства на автомобили клиентов за свой счет. По оценке компании Meta System, страховые компании РФ направили по меньшей мере 300 млн руб. на развитие КАСКО с телематическим устройством.
«ЭРА-ГЛОНАСС»
Еще в 2014 году высказывались мнения, что умное страхование было бы логичнее реализовать не на базе отдельного устройства, а на основе бортового терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» с доработанным программным обеспечением (при этом требовалось внести соответствующие поправки в технический регламент). Очевидно, что услуга могла бы стать дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства, а попутно могла бы решиться проблема массового внедрения.
В целом для реализации как государственных программ, так и коммерческих проектов, вместо набора разнородного оборудования достаточно было бы использовать один предустановленный терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» и необходимые дополнительные модули. Это позволило бы существенно (до 50%) сэкономить средства бюджета и частных инвесторов, в том числе при реализации таких крупных проектов, как системы платного пользования дорогами, системы мониторинга транспорта и интеллектуальные транспортные системы.
Одним из коммерческих сервисов, запущенных на базе «ЭРА-ГЛОНАСС», является «ЭРА Транзит» – система контроля сохранности грузов и соблюдением маршрута перевозки. В перспективе планируется реализовать сервис «ЭРА Помощь на дороге» (эвакуация транспортного средства, техническая помощь, техническая и юридическая консультация, аварийный и транспортный комиссар, подменное транспортное средство, вызов такси и пр.).
В государственном сегменте продолжается сертификация телематических устройств. В частности, в августе 2016 года был сертифицирован телематический терминал как устройство вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» для установки на автобусы и специальные транспортные средства.
Очевидно, что массовой услуга «ЭРА-ГЛОНАСС» может стать только за счет ее востребованности в сегменте частных пользователей. В условиях значительного сокращения роста продаж новых автомобилей в России рынок подключенных автомобилей мог бы вырасти за счет вторичного рынка подержанных автомобилей, на которые можно было бы устанавливать соответствующее оборудование.
Однако сертифицированные центры по установке таких терминалов, как ожидается, будут массово доступны в России только с середины 2017 года. Кроме базовой функции спасения, для автовладельцев будет доступна система автоматизированного оформления европротокола, а также ряд дополнительных сервисов.
Таким образом, к концу 2016 года доля установленных терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» в новых автомобилях остается незначительной, а на вторичном рынке они практически отсутствуют. Самой популярной моделью с предустановленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» является Lada Vesta. Всего за 10 месяцев 2016 года было продано 42,5 тыс. таких автомобилей.
Проект «Платон»
С конца 2015 года в России начала работать система «Платон» для взимания платы с грузовиков массой 12 тонн и более в счет возмещения ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам. По данным на конец сентября 2016 года в системе «Платон» было выдано 560 тыс. бортовых устройств, которыми обеспечено 86% транспортных средств российских перевозчиков. В настоящее время идет поиск возможных путей дальнейшей монетизации проекта. В качестве возможных направлений рассматриваются весовой контроль, взаимодействие с госорганами, интеграция с системами взимания платы Таможенного союза, а также дополнительные сервисы для пользователей (умное страхование и мониторинг).