Если в 2010 году в мире насчитывалось не более 20 высокотехнологичных компаний, работающих в сфере сельского хозяйства и рынок венчурных инвестиций составлял 400 тыс. долл., то уже с 2013 начался экспоненциальный рост венчурного капитала. К 2016 году было проинвестировано более 1,3 тыс. новых технологических стартапов, и более 500 таких стартапов создается ежегодно. Инвестиции в сельскохозяйственную отрасль в 2015 году достигли исторического максимума и составили 4,6 млрд долл. Самые активные страны, которые привлекают инвестиции в агростартапы – США, Китай, Индия, Канада, Израиль.
Рынок Интернета вещей в сельском хозяйстве является одним из вертикальных сегментов Промышленного Интернета вещей. По состоянию на конец 2016 года на долю сельского хозяйства приходилось около 6% всех реализованных в мире проектов в области IoT.
Учитывая, что развитые страны ставят себе цели максимально увеличить производительность сельского хозяйства и отдачу с единицы площади за счет цифрового земледелия, для России тем более актуальна задача ускоренного развития и применения технологий, повышающих производительность в отрасли. Несмотря на призовые места России в экспорте пшеницы и свинины, а также возросшие благодаря импортозамещению показатели внутреннего производства сельхозпродукции, эффективность отечественного сельского хозяйства заметно уступает крупнейшим экономикам. В России валовая стоимость сельхозпродукции на одного работника в 2015 году составляла 8 тыс. долл., в Германии – 24 тыс. долл., в США – 195 тыс. долл.
Как показывает анализ, на пути к реализации потенциала цифровизации в сельском хозяйстве России лежит целый пласт экономических проблем. При текущей экономической ситуации цифровизация действительно могла бы обеспечить снижение себестоимости и конечных цен на продукты питания, если бы «связанными» оказались не только процессы внутри сельскохозяйственного производственного цикла, но и поставщики сырья, сбытовые, логистические, транспортные звенья. При этом возможно перестраивать сложившиеся взаимоотношения и даже исключать из цепочки добавленной стоимости промежуточные звенья, расположенные на пути к потребителю.