Вестник цифровой трансформации

«Газпромнефть-Центр»: мониторинг АЗС в реальном времени
«Газпромнефть-Центр»: мониторинг АЗС в реальном времени

Ирина Бойкова: «Сидя в офисе, мы можем отслеживать полный путь топлива от нефтебаз до конечного пользователя – бензобака автомобиля, контролировать параметры работы оборудования на АЗС: кофемашин, холодильных камер, измерительных систем, насосов, систем вентиляции и кондиционирования, сетевой инфраструктуры и др.»


10:36 15.03.2023  |  Николай Смирнов | 2143 просмотров



Ирина Бойкова, руководитель направления развития систем мониторинга и контроля активов «Газпромнефть», – о создании и развитии системы мониторинга АЗС, охватывающей все оборудование и позволяющей в режиме реального времени отслеживать параметры его работы.

Заправочные станции «Газпромнефти» взяты под контроль системы мониторинга, которая в режиме реального времен отслеживает все оборудование и призвана не допустить остановки бизнес-процессов. Решение разрастается до масштабной интеграционной платформы, позволяющей развивать новые продукты. О его создании и перспективах рассказывает Ирина Бойкова, руководитель направления развития систем мониторинга и контроля активов «Газпромнефть» и номинант на премию Data Award.

— Какую бизнес-проблему пытались решить с помощью единой системы мониторинга?

При появлении автоматических АЗС появилась необходимость создания Удаленного диспетчерского центра (УДЦ) для контроля параметров технологического оборудования. Это послужило отправной точной для создания всей системы мониторинга АЗС. Со временем функции УДЦ от сбора остатков нефтепродуктов только на автоматических станциях переросли в единый мониторинговый центр всей сети автозаправок «Газпромнефти» с возможностью удаленного приема нефтепродуктов, отслеживания количества и качества нефтепродуктов, управления инцидентами и мониторинга технологического и ИТ-оборудования.

— Почему это было критически важно для компании?

Внедрение мониторинга позволило снизить операционные затраты на обслуживание и трудозатраты по компании в целом. Онлайн-мониторинг всех процессов позволил повысить уровень сервиса, что положительно влияет на имидж компании, лояльность клиентов и восприятие сети как надежного партнера. Цифровизация процессов позволила собрать и проанализировать весь пул данных по сети АЗС, что помогло выявить и устранить слабые стороны компании.

— Какой подход был выбран для решения?

Итеративный, инкрементальный поход при использовании гибких методологий позволил сократить стоимость и срок разработки, а также повысить качество конечного продукта для пользователя

— В чем суть реализованного проекта?

Мониторинговый центр АЗС – система, предназначенная для контроля работоспособности технологического оборудования и ИТ-оборудования АЗС, контроля сохранности качества и количества нефтепродуктов, отслеживания эффективности логистических процессов. Также с ее помощью можно выполнять корректирующие действия, направленные на минимизацию последствий инцидентов и внештатных ситуаций, способных вызвать незапланированный простой оборудования, систем или даже АЗС в целом.

— Что представляет собой разработанное решение, каков его функционал?

Система мониторинга позволяет отслеживать работу объектов мониторинга в режиме онлайн, не выходя из офиса, независимо от месторасположения объекта мониторинга, а также проводить предиктивную аналитику. При ее разработке использовались данные как из смежных систем, так и напрямую с оборудования. Поэтому, сидя в офисе, мы можем отслеживать полный путь топлива от нефтебаз до конечного пользователя (бензобака автомобиля), контролировать параметры работы оборудования на АЗС: кофемашин, холодильных камер, измерительных систем, насосов, систем вентиляции и кондиционирования, сетевой инфраструктуры и др.

— Какие платформы используются?

Мониторинговый центр АЗС реализован на российской интеграционной платформе интернета вещей АggreGate, полностью соответствующей критериям импортозамещения.

На старте проекта УДЦ была использована система мониторинга платежных терминалов (Outdoor Payment Terminals, OPT). Однако после появления новых запросов бизнеса стало понятно, что данная система не подходит для глобального мониторинга всей сети АЗС. В результате анализа платформенных решений была определена в качестве целевого решения платформа промышленного интернет вещей отечественного производства Tibbo AggreGate. Сочетание единой архитектуры решения и low-code разработка позволяют нам быстро адаптироваться под потребности бизнеса и создавать уникальные алгоритмы и фреймворки для мониторинга активов.

— Low-code – это принципиальное решение? Как его ограничения соотносятся с преимуществами?

Подход low-code обусловлен характеристиками платформенного решения. Наши высококвалифицированные ИТ-разработчики смогли быстро обучиться работе на данной платформе, что позволило вести собственную разработку в удобном для бизнеса темпе.

— А как система мониторинга выглядит для пользователей?

Это веб-интерфейс собственной разработки, кастомизированный под нужды каждого взятого в отдельности направления.

— Каких результатов достигли?

На данный момент на платформе запущены рабочие места Эксплуатации, Метрологии, Управляющего АЗС, ИТ, Логистики. В интерфейсах системы осуществляется мониторинг состояния технологического, торгового и ИТ-оборудования, измерительных систем и систем жизнеобеспечения. Нами реализовано более 10 интеграций, среди которых как внутренние корпоративные системы («1С», Лабораторная информационно-управляющая система и др.), так и внешние информационные системы подрядных организаций.

В периметр мониторинга входит более 1,4 тыс. АЗС, а список пользователей и систем, подключенных к платформе, постоянно растет. Кроме того, наш фокус развития также направлен на проработку новых интеграций платформы с партнерами, производителями оборудования и провайдерами связи для создания прорывных для рынка IoT-продуктов.

— А с финансовой точки зрения?

Сократились операционные затраты на комплексное сервисное обслуживание АЗС, сократились простои станций и потери топлива.

— В чем роль этого проекта для бизнеса компании? Какие новые возможности открыла платформа мониторинга?

Построение системы мониторинга позволило нам перейти к предиктивному обслуживанию и автоматизировать процесс подачи заявок в сервисную организацию при возникновении неисправности оборудования, повысить эффективность бизнес-процессов, связанных с логистикой, сохранностью качества и количества нефтепродуктов, взаимодействия с сервисными организациями. Также на этой платформе создан интерфейс приема нефтепродуктов, что позволило существенно оптимизировать трудозатраты персонала АЗС и оцифровать все сопутствующие операции по ведению журналов и оформлению актов. В результате создана единая база поставок на сеть АЗС с отслеживанием потерь на всех этапах перемещения топлива.

Система, созданная как проект онлайн-мониторинга инфраструктуры АЗС, на сегодняшний день выросла до масштабной интеграционной платформы, в которой кроме данных, получаемых с контроллеров оборудования, реализован обмен со ключевыми смежными системами компании и партнеров, что делает ее незаменимым информационным ядром и поставщиком данных для развития новых продуктов.

— Планируется ли вывод решения на рынок?

27 апреля 2022 года нами получен патент, в настоящее время направлены документы для регистрации в Минцифры. После регистрации появится обоснование для выхода на внешний рынок.

— В каком направлении будет развиваться платформа?

На базе платформы создается единая экосистема мониторинга всей цепочки поставки нефтепродуктов от завода на нефтебазы компании и в итоге до конечного пользователя на АЗС.

 

Теги: Data Award