Эффективность взаимодействия с клиентами в банках сильно зависит от полноты клиентских профилей. Если данные о клиенте находятся в разных системах, получить полноценную аналитику по его предпочтениям становится практически нерешаемой задачей. Для того, чтобы собрать всю информацию о клиентах в одном месте и организовать для сотрудников банка быстрый доступ к необходимым данным, в РСХБ решили создать озеро данных с набором аналитических инструментов внутри. Партнером проекта стали «Инфосистемы Джет».
Перед РСХБ стояла задача собрать максимально исчерпывающие профили клиентов в озере, наладить взаимодействие всех информационных систем банка и создать пул инструментов для аналитики. Специалисты организовали наполнение озера данными из процессинга, CRM и MDM, систем для онлайн-продаж продуктов банка, а также чат-бота и ряда других систем, которые содержат информацию о клиентах.
Для создания системы были выбраны продукты экосистемы Hadoop и платформа интеграции Informatica Data Engineering Integration. Для реализации архитектуры аналитической платформы использовалась многоуровневая архитектура (LSA — Layered Scalable Architecture).
Процесс создания и наполнения озера данными занял меньше трех месяцев. В настоящее время аналитики банка уже начали применять различные алгоритмы машинного обучения по обработке доступной клиентской информации. В ближайшее время планируется дальнейшая работа по интеграции других внутренних и внешних систем, содержащих полезные данные.
Как отмечает Александр Сабуров, заместитель директора департамента корпоративного развития РСХБ, в работе с данными очень важно, чтобы они давали результат как можно быстрее. До внедрения озера путь данных от источника до дата-сайнтистов мог занимать несколько месяцев, за это время данные теряют свою актуальность. Сейчас аналитики сами находят нужные данные в data lake, благодаря чему они начинают работать и давать результат практически сразу. С помощью озера получается проверять больше гипотез на актуальных данных и делать клиентам релевантные предложения. Таким образом банк больше зарабатывает на маркетинговых активностях и меньше тратит, уменьшая риски и оптимизируя процессы. Немаловажно, что при этом соблюдаются compliance-требования внешних регуляторов.