Вестник цифровой трансформации

ICL Services: интеграция оборудования в цифровой контур клиники
ICL Services: интеграция оборудования в цифровой контур клиники

Илья Апполонов: «Главным итогом можно считать повышение точности и исключение ошибок на стадии ручного переноса данных. В среднем чек одного исследования содержит 20-30 значений, каждое из которых необходимо врачу. Ошибка при внесении данных может привести к медицинским осложнениям»


18:54 27.03.2023 (обновлено: 11:23 29.03.2023)  |  Николай Смирнов | 1776 просмотров



Илья Апполонов, старший руководитель группы Интернета вещей направления цифровых технологий ICL Services, – о разработке комплекса, позволяющего включить диагностическое оборудование в цифровой контур клиник.

В ICL Services разработали и реализовали устройство сбора и передачи данных с диагностического офтальмологического оборудования, а также серверные и веб-приложения для их декодирования. Включение диагностического оборудования в цифровой контур клиник позволило ускорить процессы и минимизировать ошибки. О реализации проекта рассказывает Илья Апполонов, старший руководитель группы Интернета вещей направления цифровых технологий ICL Services и номинант на премию Data Award.

— Какова история реализации проекта: зачем это потребовалось, в чем заключались проблемы?

Одному из наших заказчиков – медицинскому центру «КОРД» – потребовалось оцифровать и интегрировать данные с диагностического офтальмологического оборудования в общую цифровую среду на базе «1С: Управление медицинским центром».

Проект был инициирован с несколькими целями. Требовалось уйти от хранения медицинских архивов в бумажном виде и увеличить скорость и качество обслуживания пациентов на стадии диагностики. Кроме того, было важно повысить эффективность цифровизации за счет перевода данных диагностики в цифровой вид и интеграции в медицинскую информационную систему.

Фактически речь шла об интеграции медицинского оборудования в цифровой контур компании.

— Почему это важно?

Архив медицинских данных – это огромное количество бумажных носителей, которые по регламенту должны храниться в медицинском учреждении на протяжении многих лет. Такой объем документов занимает большую площадь, а активная деятельность организации с каждым месяцем увеличивает потребность в свободных площадях для хранения. Перевод в цифровую форму позволяет прямым образом снизить затраты на всю цепочку процессов, связанных с бумажными носителями: закупку бумаги, печатающих устройств, их заправка, ремонт и сервис, ручное архивирование и поднятие из архива карт, поиск информации внутри медкарт, анализ медицинской информации в научных и производственных целях.

Сейчас процесс обслуживания пациентов в большинстве клиник не является сквозным с точки зрения обработки данных в информационных системах: приходится что-то делать вручную, вводить данные анализов, привязывать к электронной карточке пациента и т.д. Это может вызывать появление ошибок в данных, задержки в обслуживании, делает невозможным оперативное предоставление доступа к данным для пациента.

— Какие задачи были поставлены перед проектом?

Проект призван интегрировать диагностические данные со специфичного медицинского оборудования, которое не имело открытых стандартных средств сетевого взаимодействия, в медицинскую информационную систему на базе «1С».

— Какой подход был выбран для их решения?

Для решения поставленной задачи был использован программируемый сервер последовательных портов собственной разработки, который позволял не только передать данные в режиме моста, но и на стороне оборудования преобразовать «сырые» данные из формата производителя оборудования в общепринятый формат обмена данными (JSON). Для сервера последовательных портов разработана библиотека конвертеров под различные модели медицинского оборудования, которые автоматически подключаются в зависимости от того, на каком оборудовании установлен сервер портов. Для оператора оборудования (медицинской сестры) было разработано веб-приложение, которое запускается на планшете на рабочем месте и отображает полученные с оборудования данные диагностики. При этом формат данных идентичен тому, который ранее был представлен на бумажном чеке. То есть с точки зрения человека, который работает с оборудованием, бумажный чек просто стал цифровым и с ним можно привычно работать, остается только подтвердить верность распознавания и отправить чек в электронную карту пациента.

— На каких платформах построена система?

Веб-приложение и серверная часть решения разворачиваются на любой платформе за счет реализации в виде микросервисов, упакованных в docker-контейнеры. Встроенное ПО сервера последовательных портов реализовано на MicroPython. Такой подход позволил очень быстро разработать ПО и ввести систему в эксплуатацию, но при этом сохранить достаточный уровень надежности и быстродействия.

— Что собой представляет созданное решение?

Решение представляет собой программно-аппаратный комплекс, в который входит сервер последовательных портов (один на каждую единицу оборудования), веб-приложение для оператора оборудования (лаборанта), серверная часть для обработки данных и управления библиотекой конвертеров данных с разных моделей медоборудования, а также планшет для оснащения рабочего места оператора (опционально).

— Каких результатов удалось достичь, что из них является самым важным?

Разработанное решение подключено к двум офтальмологическим системам.

Произошло повышение пропускной способности линий диагностики на 30%. Система управления клиникой собирает всю информацию в цифровом виде, что делает ее работу максимально эффективной от регистратуры до выписки пациента после операции. Риски ошибок внесения информации сводится к минимуму, так как необходимость «вклейки» бумажных носителей отсутствует. Таким образом, был сокращен объем бумажных архивов, снижено число ошибок в данных, была повышена скорость обслуживания клиентов клиники.

Главным итогом можно считать именно повышение точности и исключение ошибок на стадии ручного переноса данных. В среднем чек одного исследования содержит 20-30 значений, каждое из которых необходимо врачу. Ошибка при внесении данных может привести к медицинским осложнениям.

— Удалось ли заказчику достичь экономического эффекта?

Экономический эффект – существенное повышение скорости работы, а значит снижение трудозатрат и повышение пропускной способности рабочего места, снижение утомляемости работников от монотонного рутинного труда. Кроме того, реализация проекта на удаленном сервере, а не на рабочих местах врачей, позволяет руководству компании получать доступ к базе данных в любой момент и не тратить средства и время на развертывание серверных мощностей и их поддержку.

— Каковы возможности тиражирования системы?

Система универсальна с точки зрения ее применения в клиниках офтальмологического профиля, а также расширяема с точки зрения возможности любого количества приборов и рабочих мест.

— Есть ли перспективы развития решения? В каком направлении?

В дальнейшем возможно подключение приборов других моделей и производителей путем пополнения библиотеки конвертеров медицинских данных новыми «драйверами» для получения универсального текстового формата обмена данными. Система будет расширяться как с точки зрения роста количества поддерживаемого оборудования, так и с точки зрения расширения функционала по работе с отдельными видами оборудования. Например, появится возможность указывать сопутствующие проводимые манипуляции, на фоне которых проводилась диагностика, контроль доступа к оборудованию в зависимости от квалификации персонала и т.п.

 

Теги: Data Award