В условиях экономической нестабильности для крупного бизнеса на первый план выходят скорость управленческих решений, оптимизация расходов, контроль затрат, быстрый корректный расчет себестоимости. Но в силу специфики законодательства в компаниях часто присутствуют расхождения между бухгалтерским, налоговым, управленческим учетом, а также МСФО. Параллельное ведение, сведение и сверка отчетности снижают скорость ее формирования и увеличивают объем операционных расходов. При этом омниканальность усложняет задачи учета и расчета себестоимости: при множестве каналов продаж и сложной схеме закупок и поставок, DIY-сеть должна точно оценивать и эффективно распределять свои затраты, корректно вести взаиморасчеты, чтобы предоставлять более качественный сервис клиентам.
СТД «Петрович» добился «единой версии правды» по всем видам учета и ускорил формирование управленческой отчетности на базе текущих ИТ-решений. Проект выполняли специалисты «Корус Консалтинг» и собственная команда ретейлера, за основу были взяты методологические рекомендации международной аудиторско-консалтинговой компании EY. Максимальное сближение всех видов учета и унификация учетных политик позволили свести к минимуму корректировки и тем самым ускорить закрытие месяца и формирование отчетности для менеджмента – до 15 дней, в перспективе сроки будут сокращены до 10 дней.
В результате проекта системы обрабатывают от 2 до 3 млн документов в месяц, отражая их в оперативном, бухгалтерском, налоговом, управленческом учетах и МСФО. Автоматизированы процедуры бюджетного и казначейского контроля затрат. Роботизированная разноска банковских выписок для 6-10 тыс. документов выполняется в СТД «Петрович» всего за час. Также консультантами разработан ряд технических решений для высоконагруженных систем, которые ускорили запись в «1С» до 2,5 тыс. проводок в секунду.
В омникальном сервисе большое значение имеет глубина и качество аналитического контроля. В ходе проекта реализовано 7 финасовых аналитик для отслеживания показателей DIY-сети в различных разрезах: в том числе по каналам продаж, сегментам, ЦФО, номенклатурным группам.
Эффективная ценовая политика – еще один критически важный момент в работе компаний с большим ассортиментом. Условия на рынке постоянно меняются, и затраты на один и тот же продукт зависят от множества факторов: от сезонных колебаний закупочных цен, различных условий доставки, каналов продаж. Искаженные и неопределенные значения себестоимости не позволяют формировать цены на товары корректно, что может привести к убыткам.
Поэтому отдельным этапом проекта стала модернизация модели расчета себестоимости. В ее ходе удалось повысить точность ценообразования DIY-сети и обеспечить контроль маржинальности каждой товарной единицы. В основу новой модели легли рекомендации EY к методологии калькуляции, основанные на лучших российских и мировых отраслевых практиках.
Расчет ежемесячной себестоимости настроен с учетом исключений из правил – транзитных сделок и закупок у зарубежных поставщиков. Для транзитных поставок реализован расчет себестоимости в разрезе договоров, а для внешне-экономической деятельности разработан ежемесячный отчет по марже в разрезе партий импортного товара. Благодаря ежедневному мониторингу маржи удалось повысить качество ценообразования и скорость получения данных о себестоимости товаров для бизнес-пользователей. Сотрудники компании могут автоматически получать аналитическую отчетность по себестоимости товаров, а значит, оперативно реагировать на изменение закупочных цен и вовремя вносить корректировки.