Вестник цифровой трансформации

«Юниверс Дата»: открыть путь к данным
«Юниверс Дата»: открыть путь к данным

Александр Константинов: «Мы прекрасно осознаем, что, к большому сожалению, ни один российский вуз не выпускает готовых специалистов в области управления данными. Это – штучный товар, который нужно по крупинкам выращивать»


12:12 22.03.2024 (обновлено: 09:15 05.04.2024)  |  Николай Смирнов | 920 просмотров



Александр Константинов, коммерческий директор «Юниверс Дата», – о реализации серии проектов, направленных на подготовку специалистов по управлению данными.

За последние годы «Юниверс Дата» реализовала целую серию активностей, направленных на подготовку специалистов по управлению данными. Всесторонняя подготовка таких специалистов позволит предоставить отрасли профессиональные кадры, которые внесут серьезных вклад в развитие экономики России. Особое место в цепочке реализованных проектов занимает издание книги «Ценность Ваших Данных», ставшее знаковым событием для рынка. О проведенной работе рассказывает Александр Константинов, коммерческий директор «Юниверс Дата» и номинант на премию Data Award.

— Какие направления охватывает работа «Юниверс Дата» по подготовке специалистов по управлению данными?

Мы всегда уделяли огромное внимание подготовке специалистов по управлению данными. Мы прекрасно осознаем, что, к большому сожалению, ни один российский вуз не выпускает готовых специалистов в области управления данными. Это – штучный товар, который нужно по крупинкам выращивать. А раз так, то это наша святая обязанность – всецело участвовать в этом процессе, оказывая помощь вузам и ведя образовательную деятельность самостоятельно, открывая талантливым ребятам «путь к данным», рассказывая о самом важном и интересном.

Да, мы коммерческая компания, которая зарабатывает деньги, но финансы никогда не были нашим единственным мерилом успеха. Мы всегда хотели рассказывать, образовывать, делиться, если угодно, «нести светоч», именно потому, что нам всегда было что сказать. Огромный практический опыт, основанный на десятках и сотнях успешно реализованных проектов, помноженный на серьезные теоретические знания – на наш взгляд, достойный фундамент, на котором зиждется образовательный процесс. Если же говорить о направлениях, то их очень много – лекции в вузах, вебинары, открытые лекции для чиновников и всех желающих, публикации, переводы иностранных работ, и, наконец, собственная 600-страничная книга, которая получила номинацию на самую престижную научную премию России «Знание».

— Какие форматы используются? Что себя наиболее удачно зарекомендовало?

Реалии сегодняшнего дня и события недавнего прошлого внесли серьезные коррективы именно в формат подготовки специалистов. Если до начала эпопеи, связанной с коронавирусной инфекцией, мы отдавали предпочтение классическим форматам – очным курсам в вузах, выездным лекциям, включению наших образовательных программ в учебный процесс, то эпидемия скорректировала планы. Думаю, что все мы прекрасно помним те события: учебные заведения были закрыты, обучение замерло, а потом продолжилось в дистанционном формате. Да что там говорить – казалось, замерла и сама жизнь, когда люди были заточены в четырех стенах. Учитывая все это, мы очень быстро переформатировали учебный процесс и стали запускать вебинары. У нас это получилось очень быстро, потому что мы задолго до этих событий внимательно изучили и технические средства, и наши возможности в этом направлении. Так что, как только «грянул гром», уже через неделю мы провели свой первый вебинар. Так что в течение длительного времени именно вебинары хорошо себя зарекомендовали. Когда пандемия наконец отступила, мы стали возвращаться к более привычным путям взаимодействия с аудиторией.

— Какие из проведенных проектов вы можете выделить?

Первое, что я хотел бы выделить – вебинары. Более 100 образовательных вебинаров по данным: для широкой аудитории и для компаний, для вузов и уже работающих в этой сфере специалистов – вот далеко не полный перечень того, что мы попробовали и постарались максимально емко и интересно представить аудитории. В том числе, работали с множеством непрофильных вузов – например, с таким экзотическим для нас учебным заведением, как Государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова в Грозном.

Особняком стоят вебинары на английском языке, о которых я хотел бы рассказать чуть подробнее. В какой-то момент как раз в разрезе образовательных проектов, мы создали Сообщество специалистов по управлению данными. Причем сообщество международное. Более того, это была не просто «площадка для обучения и общения»: комьюнити подтвердило эту активность изданием нашего программного продукта в области управления мастер-данными. Иными словами, мы включили в образовательный процесс собственный сложный продукт, который сделали триггером и, я бы даже сказал, катализатором всех направлений, связанных с образованием. Более того – наш продукт «Юниверс MDM» широко используется в ведущих вузах страны. В частности, успешно реализованы исследовательско-практические проекты совместно с НИУ ВШЭ, Инновационным центром «Сколково», СПбГУ.

Конечно, стоит сказать о целой серии образовательных проектов, направленных на всестороннюю подготовку кадров в области управления данных, проведенных совместно с матмехом СПбГУ. Речь идет о курировании курсовых и дипломных работ, участии в учебном процессе, выполнении научно-исследовательских работ и обмене опытом. Нам удалось не только привнести искомую новизну в учебный процесс и внести свою лепту в развитие науки, но и стать прикладной площадкой для воспитания талантливой молодежи, которая проходила у нас практику. Многие талантливые студенты остались у нас работать.

Очень интересным проектом стали открытые лекции для российских чиновников. Совместно с РАНХиГС мы провели 6-часовую образовательную лекцию на тему ценности данных для чиновников российских министерств и ведомств. Я был одним из лекторов. Совсем недавно мы с коллегами провели большую открытую лекцию для сотрудников Федерального казначейства по управлению данными.

В плане образования мы развиваем и наш канал на Habr, где регулярно рассказываем о самом интересном в области данных. Названия этих больших публикаций на «Хабре» говорят сами за себя: «Глубокое погружение в данные», «Что учесть при разработке интеграций информационных систем», «Распознавание фейков с помощью технологий управления данными», «5 трендов баз данных», «Развиваем нечеткий поиск на примере МТР», «Применение машинного обучения для определения содержимого колонки в таблице».

Создана и успешно работает наша научно-исследовательская «Юниверс Лаборатория» – структурное подразделение, которое отвечает за публикации, фундаментальные исследования, разработки, образовательные проекты и связи с академической средой. Под ее эгидой вышли большие научные публикации в сборниках крупнейших конференций – MEDI, FRUCT, DAMDID.

Очень интересным опытом стало наше выступление на международной арене. Мы приняли участие в крупнейшем в мире мероприятии в области управления данными – Gartner Data&Analytic Summit во Франкфурте. Мы выступили с образовательной лекцией по данным, рассказав представителям мирового сообщества о нашем видении основных тенденций и технологий в этой области. Кстати, в том числе благодаря нашим образовательным и научно-исследовательским инициативам, мы были включены в престижнейший «Магический квадрант» Gartner в течение трех лет подряд. Первыми и единственными из России.

Ну и, наконец, как венец всего вышесказанного, я бы выделил нашу издательскую деятельность. Сначала мы перевели для российской аудитории легендарную DAMA-DMBOK, предложив специалистам по управлению данными в нашей стране принципиально новый понятийный аппарат и систему терминов. И совсем недавно мы написали собственную книгу, которая называется «Ценность Ваших Данных» (издательство «Альпина Бизнес»). Мне посчастливилось стать одним из ее авторов. Это серьезное, 600-страничное исследование, всесторонне охватывающее все области управления данными. Книга уже отлично зарекомендовала себя. Мы получили номинацию на самую престижную премию в нашей стране «Знание», что лишний раз подчеркнуло ее востребованность и значимость. Более того, мы уже работаем над ее продолжением.

— Какие цели ставили при разработке книги?

Сначала несколько слов о причинах написания книги. За несколько лет до начала работы над «Ценностью Ваших данных» мы перевели и издали в России легендарную книгу DAMA-DMBOK – руководство Международной ассоциации управления данными (DAMA) к своду знаний по управлению данными. Уже тогда, продираясь через сложность терминологии, выверяя до миллиметра формулировки, облачая сухой текст в «одежду» российских языковых эквивалентов, мы стали задумываться о том, чтобы написать свою книгу. Еще бы: DMBOK умопомрачительно хороша, но далека от идеала. Во-первых, многих отпугивает объем и обилие терминов. Во-вторых, при всех своих размерах, она не охватывает все области, связанные с управлением данных. В-третьих, отсутствует российская специфика. Все это, да и многое другое, и сформировало желание пойти дальше.

Соответственно, сформировались и основные цели при создании нашей книги: рассказать широкой аудитории о данных – структурировано, хлестко, интересно. А главное – с учетом именно российской специфики. Особенностью книги стало то, что мы говорим не просто о данных, а подробно описываем то, как извлечь из них ценность. Многие цитируют известное изречение «Данные – это новая нефть», забывая о том, что без обработки данных, без управления ими информация становится «болотом», тянущим на дно все и вся.

— Что, по вашему мнению, удалось лучше всего?

На мой взгляд, лучше всего нам удалось проследить всю цепочку – от возникновения данных до их получения, обработки и превращения в актив компании. Кстати, именно цепочки данных в итоге и были отображены на обложке. Второй момент – книга основана на российских реалиях, отечественном опыте, законодательстве, особенностях. Третий момент, который я бы выделил: как это ни удивительно для научной, а не художественной книги, у нее есть главный герой – абстрактная компания «Телеком Дубль», на примере которой мы и рассматривали то, как применение технологий в области управления данными позволяет ей развиваться, захватывать рынок и процветать. Так что «герой» у нас рождается, развивается, мужает и достигает своего расцвета. Не обошли стороной мы и историю – оказывается термин «информация» был введен еще в XIV веке и впервые встречается в трудах священника.

— Собираете ли обратную связь? Что говорят читатели, и на что их отзывы влияют в вашей работе?

Да, конечно, отзывы читателей помогают нам, во-первых, критически относиться к собственной работе и улучшать ее – мы уже работаем над вторым дополненным изданием книги. Во-вторых, мы получаем обратную связь от профессионалов в области данных и понимаем, в каком направлении развивать свою дальнейшую научную мысль при создании других книг и научных работ.

Например, Александр Чариков, заместитель генерального директора «РусГидро», выделяет книгу как источник инструментов для вывода своего бизнеса в лидеры рынка. Владислав Онищенко, президент Центра стратегических разработок, подчеркивает, что книга содержит как общеметодологические основы работы с данными, так и конкретные практические аспекты. Борис Макевнин, директор по цифровизации и ИТ Группы «Т Плюс», полагает, что опыт одного из лидеров рынка будет полезен как профессиональным внедренцам, так и функциональным руководителям, интересующимся данной тематикой. Владислав Шишмарев, заместитель руководителя ДИТ Москвы, отмечает о огромный труд, посвященный не только систематизации различных областей, связанных с данными, но и подробному рассказу о том, что это такое и как они появляются. И еще более важно, что все они рекомендуют книгу к прочтению как тем, для кого тема управления данными является новой, так и тем, кто хочет расширить свои знания в этой области.

— Что из обучающих проектов «Юниверс Дата» пользуется наибольшим успехом?

Во-первых, это, конечно, книга «Ценность Ваших Данных», которая стала весьма востребованным инструментом изучения «науки о данных». Во-вторых, вебинары, которые позволили приобщиться к управлению данными тысячам людей. В-третьих, это образовательные проекты в вузах.

— Поставлены ли какие-то цели по проектам и вообще по образовательной работе?

Наша цель на ощутимую перспективу – продолжать поступательное движение. Мы продолжаем все наши проекты, и, более того, расширяем наше присутствие в образовательно-исследовательском кластере. Двигаем науку вместе с «Центром им. В.А. Алмазова» Минздрава России. Мы заключили с ними научно-исследовательское соглашение для совместной деятельности в разработке и внедрении автоматизированных информационных систем для научных исследований и медицинской практики. Наши технологии помогают бороться с сердечными нарушениями. Речь идет о создании общероссийской базы данных по пациентам, создаваемой с наших технологий. Стоит отметить, что регистром пользуется 37 медицинских центров в одной только России. Помимо этого, он задействован в Белоруссии, Казахстане и в шести европейских странах.

— Как вы сами их оцениваете достигнутые результаты? Какие из них считаете главными?

Главным результатом я считаю книгу «Ценность Ваших данных» и вебинары. Книга про данные такого калибра, такой детализации, такого масштаба по данным никогда не выходила в России. Ее создание заняло два с половиной года упорного труда. Результат превзошел ожидания – специалисты по данным наконец получили то, чего заслуживали все эти годы. Это всеобъемлющий труд, который способен ответить практически на все вопросы, касающиеся управления данными. А вебинары позволили тысячам людей получить подробную информацию о данных, влюбиться в них, прийти в профессию и делать жизнь современного общества лучше.

— Сейчас больший акцент делается на работу с вузами или компаниями? Как этот баланс может измениться в обозримом будущем?

Стараемся в равной степени поддерживать и то, и другое. Впрочем, как я уже рассказал, одними лишь вузами и компаниями все не ограничивается, у нас несравненно более широкий спектр. Инициатив десятки, и все они разноплановые и разносторонние.

— В каком направлении будут развиваться образовательные инициативы?

Наши образовательные инициативы будут приобретать все более практическую направленность. Считаем, что фундаментальный базис мы рынку уже дали. Будем концентрироваться на практических лекциях, участии в учебном процессе крупнейших российских вузов, помощи таким мощным организациям, как Центр Алмазова.

Теги: Data Award