Вестник цифровой трансформации

«Сбербанк Факторинг»: Система управления данными своими руками
«Сбербанк Факторинг»: Система управления данными своими руками

Михаил Пекер: «Примерно за квартал у нас появилась своя система управления данными, которая помогает оперативно найти необходимую информацию сотрудникам бизнес-подразделений и специалистам ИТ. Таким образом нам удалось сократить время реализации задач и увеличить производительность команды»


10:22 17.03.2023  |  Николай Смирнов | 2468 просмотров



Михаил Пекер, директор ИТ-проектов «Сбербанк Факторинг», – о создании собственными силами системы по управлению данными и упорядочении процессы по работе с ними.

«Сбербанк Факторинг» начал реализацию проекта построения системы управления данными. Решение SBF DM призвано автоматизировать и упорядочить процессы по работе с данными, сделать их более прозрачными и доступными для всех сотрудников компании. О ходе проекта рассказывает Михаил Пекер, директор ИТ-проектов «Сбербанк Факторинг» и номинант на премию Data Award.

— Что привело к созданию системы по управлению данными в «Сбербанк Факторинг»? В чем заключались проблемы?

Долгое время в компании не было функции по управлению данными. Это приводило к отсутствию четкого описания данных и понимания, кто ими владеет, расхождению в терминах, сущностях, их определениях и составе, ошибках в отчетах, повышало риски кибербезопасности. Это с одной стороны. С другой стороны, у руководства компании было желание получать дополнительную пользу от существующих данных. Эти предпосылки и послужили катализатором создания проекта по управлению данными.

— Какой был выбран подход для решения этих проблем?

К решению этих проблем подошли комплексно. Провели встречи с представителями бизнес-подразделений и ИТ, уточнили основные потребности, согласовали приоритеты, а также учли требования со стороны «Сбера». В результате мы разработали план с описанием основных шагов, сроков и необходимых ресурсов.

— Какие задачи стояли перед проектом?

В рамках проекта требовалось автоматизировать процессы по управлению данными для помощи как ИТ-специалистам, так и сотрудникам бизнес-подразделений. Было нужно обеспечить однозначное определение основных объектов (бизнес-сущностей), их состава и взаимосвязей, исключить расхождение данных в источниках и витринах, снизить количество ошибок в отчетах.

Кроме того, пользователям было важно сократить время поиска данных и понимать категории данных. Требовалось упорядочить процессы по работе с данными, сделать их более прозрачными и доступными для всех сотрудников компании. Это дало бы возможность ускорить принятие правильных управленческих решений и решений о финансировании, повысить прозрачность и уровень зрелости процессов по управлению данными. Наконец, наведение порядка позволяет снизить риск утечки чувствительной информации и риск нецелевого использования данных.

Для начала нам пришлось определить и описать существующие в компании данные, витрины и отчеты, согласовать владельцев, разграничить доступы. Уже затем мы перешли к автоматизации. На этом шаге и появилась наша система по Sberfactoring data management (SBF DM).

— На каких технологиях реализован проект?

Учитывая существующие ограничения и риски, было принято решение строить SBF DM на открытых технологиях, с возможностью самостоятельно развивать и сопровождать систему. Это потребовало определенных навыков от команды, которые, впрочем, не были заоблачными: в первую очередь требовался опыт программирования на Python и важное качество «искать способы, а не причины».

— Каких результатов удалось достичь? Чем можно похвастаться?

Примерно за квартал у нас появилась своя система управления данными, которая помогает оперативно найти необходимую информацию сотрудникам бизнес-подразделений и специалистам ИТ. Таким образом нам удалось сократить время реализации задач и увеличить производительность команды. Адаптация новых сотрудников происходит быстрее и дешевле для компании.

— Что представляет собой решение, какие компоненты включает?

Функционал SBF DM обеспечивает преобразование, хранение, автоматическое обновление и визуализацию информации о данных.

— Как появление SBF DM отразилось на процессах работы с данными?

Наша система делает более доступными, наглядными, удобными процессы управления метаданными, безопасностью и архитектурой данных.

— Как вы намерены бороться за качество данных? Как будете его измерять?

Чтобы повысить качество данных, требуется вовлечение не только ИТ, но и бизнес-подразделений. На первом этапе будут сформированы требования к качеству данных. Затем определены и реализованы необходимые проверки. Следом будет подключен мониторинг, с помощью которого мы будем видеть отклонения от допустимого уровня качества данных и оперативно их устранять.

— В чем роль проекта для бизнеса?

Основная роль решения «SBF DM. Система управления данными» – помогать сотрудникам и руководству компании принимать быстрые и правильные решения на основе качественных данных, которые отразятся на получении прибыли и снижении затрат компании.

— Каковы планы по развитию платформы управления данными?

Следующие шаги в развитии процессов управления данными и системы SBF DM заключаются в определении мастер-данных и повышении качества данных. Определение мастер-данных поможет зафиксировать основные данные для расчетов ключевых показателей и избежать расхождений в источниках и отчетах. А формирование требований к качеству данных и реализация проверок повысит уверенность в том, что принимаемые решения будут верными и принесут компании прибыль.

Теги: Data Award