Вестник цифровой трансформации

Цифровая трансформация запускает новую волну интереса к BPM
Цифровая трансформация запускает новую волну интереса к BPM

Как показал круглый стол о «многоликом BPM», организация всегда шире любого решения по автоматизации управления бизнес-процессами


17:20 14.11.2019  |  Дмитрий Волков | 4683 просмотров



Круглый стол в рамках конференции «BPM 2019. Процессы цифрового предприятия» продемонстрировал разнообразие взглядов на роль BPM.

Управление бизнес-процессами считается важной, если не обязательной, составляющей цифровой трансформации. Действительно, как поговаривали еще во времена увлечения первыми ERP, «нельзя автоматизировать хаос». Невозможно построить цифровое предприятие, опираясь на «аналоговые» бизнес-процессы, однако, как продемонстрировала конференция «BPM 2019. Процессы цифрового предприятия», организованная издательством «Открытые системы» в конце октября, подход к ВРМ может быть разным. Можно начинать со строгого описания текущих бизнес-процессов и затем цифровизировать все подряд как есть, а можно стартовать с внедрения системы BPMS. Но, пожалуй, лучше рассматривать ВРМ как составную часть инициатив цифровизации и пересмотреть бизнес-процессы: возможно, некоторые из них существуют только потому, что существуют, и не стоит их брать в светлое цифровое будущее?

Ведущий круглого стола Анатолий Белайчук, президент ассоциации ABPMP Russian Chapter, предложив сторонникам разных взглядов обсудить роль BPM в цифровую эпоху, отметил, что сегодня наблюдается очередная волна интереса к BPM, и вызвана она появлением таких технологий, как Интернет вещей, машинное обучение, Low code, RPA и др. Однако, по замечанию Елены Березовской из инвестиционного банка «Веста», «если человек не понимает, как устроен мир, то ему не помогут ни BPM, ни CRM, ни даже искусственный интеллект — технологии вторичны».

Действительно, бизнес-процессы появились задолго до автоматизации, и BPM – это ядро платформы цифрового бизнеса. Однако Анна Кузнецова, руководитель практики BPM компании Naumen, уверена: «На пути к цифровой трансформации разные компании находятся в разных стадиях развития, работают в различном конкурентном поле, и этим-то, в каждом конкретном случае, определяются степень заинтересованности в BPM и пути внедрения соответствующих систем автоматизации».

Владимир Репин из ассоциации ABPMP Russia напомнил, что компании неоднородны и в разных подразделениях бытуют свои взгляды на цифровизацию, а главное – нельзя забывать про людей: «За каждой схемой стоит конкретный человек, и задача BPM – уменьшить «трение» в системе. Даже простой сбор предложений по изменению бизнес-процессов организуется среди людей, а не среди роботов». С ним согласна и Кузнецова: «BPM — для людей, а не против них. И задача любой автоматизации в том, чтобы освободить людей от рутины. Человек должен ощущать себя не 'винтиком', а главным звеном в единой машине организации».

Алексей Пестриков, управляющий директор дивизиона «Кредитные продукты и процессы» Сбербанка, отметил: «Все, что можно описать, можно и автоматизировать, однако людям свойственно ошибаться». Для минимизации ошибок можно использовать роботизацию бизнес-процессов (RPA), однако такие решения направлены на автоматизацию задач, а не процессов.

«Надо мыслить процессами целиком, а не отдельными задачами, иначе средства автоматизации смысла не имеют», – настаивает Березовская. Вместе с тем, в цифровую эпоху ИТ-подразделения, по мнению Пестрикова, уже не действуют по приказу бизнеса «что скажут, то и сделаем», а становятся партнерами бизнеса и предлагают ему новые бизнес-процессы, невозможные без новых технологий.

В дискуссию активно включился и зал – многие слушатели высказывали мысль о том, что руководителю цифрового предприятия BPM нужен для контроля, поскольку позволяет целиком видеть картину цифровизации, однако организация всегда шире любого BPM и ни один коробочный продукт BPMS сходу не подойдет конкретному бизнеcу. Мало того, попытки заменить BPM лишь роботизацией бизнес-процессов – деньги, выброшенные на ветер.

 

Теги: BPM Управление бизнес-процессами Цифровая трансформация BPMS

На ту же тему: