Вестник цифровой трансформации

Цифровая экономика наступает через посевные поля
Цифровая экономика наступает через посевные поля

Алексей Кислов: «В сельском хозяйстве активно используются дроны, беспилотная спецтехника и даже появились цифровые коровы»


14:24 12.07.2018  |  Дмитрий Желвицкий | 3811 просмотров



Конгресс ИТ-директоров «Белые ночи»: агропром становится лидером цифровой трансформации.

В Санкт-Петербурге прошел III Конгресс ИТ-директоров «Белые Ночи», на котором эксперты обсудили процесс информатизации в различных отраслях российской экономики. Название форума его организаторы выбрали соответствующее: «ИТ меняют наш мир. Наступление цифровой экономики».

Если судить по выступлениям, то самый значительный прорыв в этом наступлении наблюдается в сельском хозяйстве, промышленные предприятия преимущественно держат оборону, а в банковском и телекоммуникационном секторах для серьезного продвижения цифровизации уже не так много возможностей. Аграрный сектор, который еще совсем недавно воспринимался как технологически отсталый, назвал передовым с точки зрения цифровизации Алексей Кислов, руководитель подразделения «Развитие практик ERP» фирмы «1С». На прошедшем в конце мая 2018 года Петербургском международном экономическом форуме такого же мнения придерживались ряд спикеров, и им никто не возражал.

«В сельском хозяйстве активно используются дроны, беспилотная спецтехника. Появились даже “цифровые коровы”: в желудок парнокопытных имплантированы специальные датчики, которые каждые 10-15 минут передают в облако различные данные о состоянии животного. Эти данные затем загружаются в ERP-систему для обработки. Кроме того, по датчику осуществляется идентификация конкретной коровы. В других странах датчики заканчивают свой земной путь вместе с животным, но в России рогатый скот после забоя вполне может ожить. Когда стали выяснять, почему в системе “1С” умершая корова “воскресла”, то оказалось, что фермеры вынимают датчик, моют его и вставляют другой корове. Таким образом экономят по 25 евро на каждое устройство», – рассказал Кислов.

Более подробно представить процесс цифровизации в сельском хозяйстве могли бы ИТ-специалисты, которые работают в этой отрасли, но на Конгрессе ИТ-директоров их видно не было. Либо они очень заняты, либо их пока не смогли по каким-то причинам пригласить. Впрочем, участниками форума преимущественно были ИТ-директора Петербурга и Москвы, а эти города с их окрестностями не имеют развитого аграрного сектора.

Тяжелая для цифровизации промышленность

Промышленное производство уже достаточно давно достигло определенной стадии в области информатизации, но дальнейшее движение идет медленно. С автоматизацией бухгалтерии все неплохо, складские системы работают, конструкторы создают 3D-модели изделий. Однако с управлением в целом, по мнению управляющего партнера Right Step Сергея Питеркина, дело обстоит сложнее, а производственные процессы в плане автоматизации по-прежнему являются «черным ящиком» или, в лучшем случае, «серым».

«Элементы Индустрии 4.0 на российских промышленных предприятиях имеются, но созданную 3D-модель не удается запускать в серийное производство в автоматическом режиме. Технологам приходится делать ряд операций вручную, поэтому CAD-системы часто продолжают оставаться лишь игрушками для конструкторов. Складу нужна аналитика, поступающая от производства, но ее нет. Возможно, нам не везет с заводами, на которых бываем, но это то, что мы видим на предприятиях», – говорит Питеркин.

В области роботизации производства также не наблюдается больших достижений. По словам Игоря Твердохлеба, заместителя директора по развитию компании «Робовизард», Россия по количеству роботов на 10 тыс. сотрудников остается на последних местах – на уровне Индии и Филиппин. Китай же, напротив, является самым большим рынком для роботов, и в результате тысячам китайских работников приходится увольняться.

«В России нужна на данный момент не сама робототехника – для нее рынка еще нет, – а интеграция. Необходимо по примеру Китая все интегрировать и массово готовить робототехников», – считает Твердохлеб. Кадровую проблему «Робовизард» решает посредством научно-образовательного центра по промышленной робототехнике, созданного совместно с Kawasaki Robotics Europe. Этот совместный центр при Санкт-Петербургском политехническом университете позволит готовить квалифицированных специалистов», – рассчитывает Твердохлеб.

Тем не менее единичные удачные внедрения роботов на российских промышленных предприятиях все же имеются. Например, компания «ДиКом», производящая металлическую мебель, благодаря роботизации увеличила производительность в 10 раз.

Кислов напомнил, что гибкие производственные линии внедрялись на Заводе имени Лихачева (ЗИЛе) около 30 лет назад. Поэтому автоматизация и роботизация российского производства имеют уже длительную историю. Сейчас появилась возможность намного шире использовать роботов, поскольку они стали значительно дешевле.

Банки замахнутся на среднее звено

Банкирам о каких-то прорывах уже сложно рассказывать. По наблюдениям руководителей ИТ-компаний, которые имели возможность сравнить работу банков в России, США и ЕС, отечественные финансовые институты в области информатизации точно не отстают, а возможно, даже уже немного впереди. Если и есть сдерживающие факторы, мешающие внедрить что-то принципиально новое, то они находятся за пределами банковской сферы и связаны в основном с задержкой принятия необходимых законодательно-правовых актов.

«Мы изучили блокчейн, – говорит Михаил Гаврилов, директор по развитию Банка “Санкт-Петербург”, – и поняли, что это пока не про нас – на нем не заработать. Познакомились, будем держать в голове полученную информацию об этой технологии. Посмотрим, что будет дальше. Не исключено, что года через два-три начнем внедрять, если ситуация изменится». Рутинную работу в банковском секторе уже сейчас можно отдать искусственному интеллекту. Следующий этап – менеджеры среднего звена, которых можно будет начать замещать лет через пять. Однако тех, кто умеет смотреть за горизонт, роботы в обозримом будущем не заменят. На этом уровне технологии будут лишь помогать принимать решения. Сейчас, например, самые интересные шахматные партии получаются, не когда гроссмейстер играет против компьютера, а когда они вместе противостоят такой же паре на другой стороне доски, дополняя друг друга. Так, вероятно, будет и в стратегическом менеджменте.

В телекоме некоторый застой наблюдается из-за того, что современная связь по определению должна быть давно полностью автоматизирована. Операторы связи видят инновации в новых направлениях деятельности, связанных с использованием уже имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры. Например, МТС создала центр инноваций под проекты в области облачных сервисов, телемедицины, киберспорта, искусственного интеллекта, онлайн-обучения. Через данный центр идет 30% инвестиций оператора. О работе центра инноваций МТС рассказала руководитель проектов #CloudМТС Мария Яровикова: «Мы анализируем предложенные идеи, под те из них, которые признаны перспективными, формируем внутренние команды и запускаем крупные проекты. У нас в каждом регионе есть собственные дата-центры. Мы их создавали для себя, и они отвечают самым высоким требованиям к таким объектам. Теперь будем использовать их мощности для наших клиентов. Поскольку начинаем с нуля, то запускаем пока только базовые сервисы».

Вакансии подтверждают

Посмотреть на то, как идет наступление цифровой экономики, можно и по имеющимся вакансиям. Это предложила сделать Юлия Сахарова, директор HeadHunter по Северо-Западному федеральному округу. По ее словам, совокупный спрос на специалистов в области машинного обучения и искусственного интеллекта в абсолютных величинах еще небольшой (менее 10 тыс. вакансий), но прирост приличный. Такой же рост обеспечивает блокчейн, но средняя предлагаемая зарплата немного снижается. По-видимому, это объясняется тем, что на рынок труда вышло много стартапов соответствующей специализации, а они большие деньги своим сотрудникам предложить не могут.

Появился спрос на fullstack-разработчиков, которые разбираются во всем стеке технологий, используемых при разработке решений. Если в 2013 году, по данным HeadHunter, была только одна вакансия под такого специалиста, то в 2017 году – уже 1,8 тыс., а за неполную половину нынешнего года – 1,5 тыс.

«Прежде за специалистов по разработке ПО жестко конкурировали между собой главным образом ИТ-компании, а сейчас активно привлекают программистов и предприятия различных отраслей, включая производственные компании. И действительно, агропром, если судить по размещенным вакансиям, становится все больше цифровым», – уверенно подтвердила Сахарова.

 

Теги: Цифровая трансформация