Вестник цифровой трансформации

Нужны ли предприятиям «суперприложения»?
Нужны ли предприятиям «суперприложения»?

У корпоративных суперприложений есть свои достоинства и недостатки


09:22 12.01.2024  |  1257 просмотров



Универсальные мобильные приложения, дебютировавшие в Китае в 2010-х, обычно объединяют функции платежной системы, интернет-магазина, мессенджера и др.; аналогичной концепцией начинают интересоваться на предприятиях.

«Суперприложение» для сотрудников организации — это мобильное приложение, в котором доступны все инструменты и ресурсы, необходимые работнику на ежедневной основе. Суперприложения можно сравнить с традиционными корпоративными приложениями наподобие CRM- и ERP-систем, в которых со временем появляется все больше функций, однако в них сложно ориентироваться и они могут иметь проблемы с производительностью. В отличие от последних, суперприложение может быть более удобным. Его компоненты — миниприложения — отвечают определенным стандартам и имеют похожий пользовательский интерфейс, что облегчает их освоение. Ненужные миниприложения пользователь может отключить.

Концепция суперприложений зародилась в начале 2010-х годов в Китае — они, как правило, объединяют функции платежной системы, интернет-магазина, мессенджера, социальной сети и иногда государственных услуг. Характерные примеры — WeChat и Alipay. Первыми суперприложения создали местные гиганты электронной коммерции. Со временем специалисты Baidu, Alibaba и Huawei даже составили спецификацию пакета миниприложений, которую консорциум W3C опубликовал в качестве рабочего черновика будущего стандарта. Она определяет требования к суперприложениям и формат, в котором предоставляются его компоненты и вспомогательные ресурсы. Потребительские суперприложения распространились в основном в странах Азии, Южной Америки и Африки.

На предприятиях суперприложения могли бы объединять бизнес-процессы и внутренние сервисы, которыми пользуются сотрудники и клиенты. При этом в каждом отделе можно было бы выбирать свой набор нужных компонентов. В числе преимуществ — единый пользовательский интерфейс, предотвращение разрастания парка корпоративных приложений, укрепление безопасности за счет единой модели защиты.

По сведениям Gartner, интерес к концепции суперприложений проявляют операторы гипермаркетов и других рознично-торговых организаций с большим количеством сотрудников, которые выполняют свои обязанности с помощью мобильных устройств.

Суперприложение для сотрудников внедрили в одной из крупных компаний, предоставляющей медицинские услуги по схеме подряда. Мобильное приложение, созданное сторонним разработчиком, объединяет все инструменты и ресурсы, которыми на повседневной основе пользуются медики, работающие по вызову в партнерских организациях, — ленты сообщений, чаты, средства доступа к файлам, внутренние приложения. Благодаря этому удалось избежать необходимости установки множества изолированных приложений, безопасность каждого из которых пришлось бы контролировать отдельно. Система передает напоминания о вызовах и сроках исполнения, а пользователи могут одним касанием отвечать на них, задавать вопросы, просматривать рабочие графики, зарплатные ведомости и др.

Создание суперприложений сопряжено с определенными сложностями, поскольку все участники экосистемы разработки должны придерживаться строгих стандартов и одних и тех же фреймворков. Самостоятельная разработка может обходиться недешево, особенно учитывая, что суперприложение требует непрерывного развития и сопровождения. А поскольку подобная платформа, когда ей пользуется большинство сотрудников, становится единой точкой отказа, с самого начала ее создания необходимо уделять повышенное внимание обеспечению устойчивости и механизмам восстановления работоспособности. Разработка силами внешнего поставщика, в свою очередь, опасна привязкой к нему.

Таким образом, у корпоративных суперприложений есть свои достоинства и недостатки. Они вряд ли вытеснят традиционные, особенно учитывая, что некоторые приложения специального назначения не удастся перевести на общую платформу. Если на предприятии пользуются множеством приложений, разработчики могут с помощью общих библиотек снабдить их единообразным интерфейсом вместо того, чтобы превращать в миниприложения. Можно создать традиционный внутренний веб-портал с доступом к необходимым приложениям — это будет более привычным, чем суперприложение.

Теги: Мобильные приложения Экосистемы Цифровое предприятие Суперприложения